Форум » Интернаты » Подготовка к слушаниям о реформировании системы интернатов » Ответить

Подготовка к слушаниям о реформировании системы интернатов

selena: Коллеги! Полагаю правильным начать эту тему с Правового анализа нарушений в Разночиновском интернате, так как везде одно и тоже. После обсуждения нами, на мой взгляд должны быть обобщены выводы и сделаны предложения, которые лягут в основу некоей Аналитической записки КС, которая будет нашим совместным видением при Общественных слушаниях в ОП РФ. Копирую из почты Таранченко Катя. Здравствуйте коллеги! Направляю Вам свой правовой анализ нарушений прав в Разночиновском интернате. У меня нет всех адресов членов КС, поэтому отправляю тем, кто участвовал в переписке по поводу отчёта. ТЕкст может быть откорретирован на основе отзывов) Доброго дня всем! С уважением, Таранченко Катя. Анализ грубых нарушений прав несовершеннолетних воспитанников, проживающих в областном государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Разночиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». 1.Нарушение прав детей на достойные условия жизни, обеспечивающие физическое и психическое развитие детей (ст. 7 Конституции РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), на неприкосновенность их частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). 1.1. Нарушение функционального состава жилых помещений. Пунктами 4, 5 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 558 установлено, что количество помещений учреждения, их функциональное назначение и наполняемость определяются администрацией организации с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей развития детей, а также соблюдения санитарных норм и норм предельной наполняемости указанных помещений, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" СП 2.4.990-00" (пункт 2.2.2.6), в жилую ячейку одной группы детей должны входить игровая комната, спальная, комната отдыха, помещение для индивидуальных занятий, комната для приготовления уроков (для детей школьного возраста), санитарный узел. В соответствии с пунктом 2.2.2.13 санитарных правил, помещение для приёма пищи (столовая) должно быть организовано отдельно от жилых помещений ячейки. Практика Разночиновского ДДИ: на отделении «интенсивного ухода» дети содержатся в спальной комнате, никаких иных помещений для игры, занятий, отдыха в жилых ячейках этих групп нет, приём пищи осуществляется непосредственно в спальне. Не предусмотрено даже функциональное зонирование этих жилых помещений, то есть не выделено пространства для игры, для приёма пищи, осуществления гигиенических процедур и т.п. Таким образом, условия проживания детей не оставляют возможности для осуществления каких-либо иных видов жизнедеятельности, кроме сна. 1.2. Значительное превышение наполняемости групп и необеспечение достаточных норм площади для проживания воспитанников. В соответствии с Санитарными правилами 2.4.990-00 (пункт 2.2.2.6), спальни для детей от 3 до 7 лет проектируются на группу из расчета 3,0 кв. м на одного ребенка. Норма площади на одного воспитанника школьного возраста должна быть не менее 6 кв. м. Для детей школьного возраста спальни для мальчиков и девочек предусматриваются раздельными и рассчитаны: для школьников до 11 лет - не более чем на 3 места, для школьников 11 - 15 лет - не более чем на 2 - 3 места, для школьников 16 - 18 лет - не более чем на 2 места, а для детей - родственников - на 2 - 3 места. Санитарными правилами и нормами 2.1.2.2564-09 « Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Приложение № 3) установлено, что норма площади на одного человека в учреждении для инвалидов должна составлять 6-8 кв.м независимо от возраста проживающих. Пункт 4.9 указаных правил устанавливает, что «вместимость спальных комнат следует принимать для объектов организаций для инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности 4 - 6 мест, в остальных организациях - 1 - 3 места». В соответствии с Примерным штатным расписанием государственного учреждения «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 08.08.2002 N 54, а также в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2005 N 524 "Об утверждении Рекомендуемых штатных нормативов персонала стационарных учреждений социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и "Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками", группы на отделениях милосердия должны формироваться из 5 детей. Таким образом, группы ДДИ для детей инвалидов на отделениях милосердия должны формироваться по 4-5 человек, группы для детей с тяжелыми нарушениями умственной деятельности по 4-6 мест, а для остальных детей - на 2-3 места. Норма площади на одного ребёнка должна составлять не менее 6 квадратных метров. Практика Разночиновского ДДИ. На отделении интенсивного ухода (милосердия) в каждой спальной комнате (группе) находится по 20 детей. Площадь помещения для одного воспитанника этого отделения измеряется его кроватью и узким проходом рядом с ней (по приблизительной оценке не больше 3 кв.м.). В других отделениях в большинстве спальных помещений групп проживает по 8-10 воспитанников (исходя из числа кроватей и списков воспитанников на дверях групп), что также существенно выше названных нормативов. Такая перенаселённость групп позволяет говорить о том, что в интернате не обеспечиваются достойные условия проживания воспитанников, наличие у них личного пространства, необходимого для их нормального развития. 1.3. Отсутствие личных вещей и мест для их хранения. В соответствии с Санитарными правилами 2.4.990-00 (пункт 2.4.1, 2.4.9) Жилая ячейка должна быть оборудована индивидуальными полками и тумбочками для хранения раздельного хранения одежды и личных вещей воспитанников. Выполнение указанных норм (наличие мест для уединения (комнат отдыха), мест для хранения личных вещей и одежды) должно обеспечивать реализацию права детей на частную жизнь (это отражено в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации"). Практика Разночиновского ДДИ. В большей части групп не оказалось тумбочек для хранения личных вещей воспитанников. На отделении интенсивного ухода младший медицинский персонал сообщил также, что раздельного хранения одежды не происходит. Отсутствие личных вещей и возможности их хранить и пользоваться ими является серьёзным препятствием к личностному развитию воспитанников, а также нарушает их базовые права. 1.4. Отсутствие игрового и развивающего оборудования в группах. В соответствии с пунктом 9 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация обеспечивает наличие развивающего и игрового оборудования и инвентаря в соответствии с возрастом и особенностями развития детей. Практика Разночиновского ДДИ. Единственным игровым оборудованием отделения интенсивного ухода являются сухие бассейны диаметром около метра. Рядом с детьми на этом отделении были положены игрушки рядом с большинством детей, находящихся в кроватях, однако игрушки в большинстве случаев по своим функциональным особенностям не соответствовали уровню развития, интересов и физических возможностей детей (большая часть детей на игрушки никак не реагировала, у некоторых их вообще не было), места для хранения игрушек в группах не предусмотрено, из чего можно сделать вывод о том, что у детей нет регулярного доступа к игрушкам и свободным игровым занятиям. В игровых комнатах других отделений также нет игрушек, есть только цветные модули и телевизоры. Таким образом, дети пассивно лежат или ходят по игровой комнате, ничем не занятые. Эти условия не обеспечивают возможностей для психического развития детей. 1.5. Отсутствие доступной среды, технических средств для перемещения между этажами В соответствии с пунктами 4.4, 4.5 Санитарных правил и норм 2.1.2.2564-09 в зданиях высотой в 2 этажа для инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности и для больных с поражением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать лифты (на здание - не менее одного лифта). Вместо части лестниц допускается предусматривать пандусы. На объектах специализированных организаций для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует предусматривать лифты и пандусы. Практика Разночиновского ДДИ. Здание интерната имеет два этажа, несколько групп детей проживают на втором этаже (часть из них очевидно в силу опорно-двигательных нарушений не могут передвигаться самостоятельно без вспомогательных технических средств и, следовательно, спуститься с лестницы). Однако в здании нет ни пандусов, ни лифта. 2. Нарушение права детей на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ, ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), на получение социально-бытовых и социально-медицинских услуг (ст.9 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"). 2.1. Не обеспечена возможность смены положений тела для детей, которые самостоятельно не передвигаются, в том числе не обеспечивается высаживание детей при кормлении. Пункт 10 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает, что на период пребывания детей в организации обеспечиваются охрана здоровья и оздоровление детей, своевременное получение ими квалифицированной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения (при наличии показаний). В соответствии с Государственным стандартом социального обслуживания населения Астраханской области «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам», утвержденного Постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 марта 2011 г. N 22 (далее – Стандарты социального обслуживания) в стационарной форме социального обслуживанияобеспечивается предоставление социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера инвалидам, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы, ногти, мужчинам - брить бороду и усы (пп. «н» п. 4.1.1.1), предоставление социально-медицинской услуги по профилактике пролежней, содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации (пп. «н»,«т» п. 4.1.2.1). Санитарные правила 2.4.990-00 (пункт 2.2.2.15) предусматривают одновременную посадку 100% воспитанников в комнате для приёма пищи (столовой) Таким образом, всем детям в стационарных учреждениях должна обеспечиваться возможность принять вертикализированное положение тела, возможность перемещения в кровати, в группе, за её пределами, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата это является профилактикой пролежней и усугубления двигательных нарушений (развития контрактур, причиняющих болевые ощущения), в том числе такая возможность обеспечивается путём использования необходимых технических средств (кресел, стульев, вертикализаторов), получение которых Учреждение обеспечивает в качестве исполнения функций опекуна и обязанности по оказанию социально-медицинской услуги. Таким же образом, требуется обеспечивать высаживание большинства детей для приёма пищи. Кормление детей в положении лёжа приводит к нарушениям пищеварительной и дыхательной системы (данный факт может быть подтверждён экспертным мнением специалиста). Практика в Разночиновском ДДИ: дети отделения интенсивного ухода находятся в кроватях постоянно, в группах не имеется никаких технических средств для их высаживания и вертикализации. Кормление, по словам, младшего медицинского персонала осуществляется также в положении лёжа (в кровати). Также на отделении нет ортопедических приспособлений для укладывания детей (смены положения их тела), по словам персонала, ортопедические укладки им незнакомы и с детьми этих процедур не производится. Кроме того, в группах физически нет пространства (см. выше п. 1.2) для установки кресел, колясок и вертикализаторов, в которых дети должны были бы проводить большую часть дня. Данное положение приводит к существенному осложнению нарушений здоровья детей и свидетельствует о нарушении их прав на охрану здоровья. 2.2. Отсутствие условий для организации ежедневного пребывания детей на свежем воздухе. В соответствии с Санитарными правилами 2.4.990-00 (пункты 2.8.6, 2.8.15, 2.10.5.6) воспитанники домов-интернатов обязательно должны выходить на прогулки ежедневно. Стандартами социального обслуживания установлено, что услуга по перемещению вне дома, а также содействие в получении средств передвижения (колясок, ходунков и т.д.) входит в перечень социально-бытовых услуг в стационарной форме социального обслуживания (пп. «н», «ш» п. 4.1.1.1). Таким образом, в обязанности ДДИ входит обеспечение ежедневного сопровождение детей на прогулки, в том числе с перемещением детей при помощи соответствующих их возможностям технических средств. Практика в Разночиновском ДДИ: можно сделать вывод о том, что самостоятельно не передвигающиеся дети практически не выходят на прогулки на основании следующих фактов. 1. Внутри интерната стоит 14 колясок на весь интернат вместимостью около 250 человек, или во дворе при осмотре не было обнаружено ни одной прогулочной коляски. По пояснениям сотрудников, коляски стоят в подвале. 2. Нет технических средств для спуска детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата со второго этажа. 3. Персонала в группах недостаточно для обеспечения ежедневного сопровождения каждого ребёнка на прогулки (например, в отделении интенсивного ухода во время посещения находилось две санитарки на 20 детей), от помощи волонтёров интернат отказался. Таким образом, необеспечение ДДИ условий для организации прогулок нарушает права детей на охрану здоровья и условия жизни, обеспечивающие физическое и психическое развитие, а также является неоказанием базовых социально-бытовых услуг. Все коляски Разночиновского ДДИ : 2.3. Необеспечение коррекции недостатков физического развития (АФК, ЛФК, массаж) детям отделений интенсивного ухода Пункт 10 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает, что на время пребывания детей в Организации воспитанникам обеспечиваются мероприятия, направленные на коррекцию недостатков физического развития. Разделом 4.1.2.1 Стандартов социального обслуживания предусмотрено оказание необходимых социально-медицинских услуг в условиях стационарного обслуживания, в том числе содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; помощь в освоении и выполнении физических упражнений; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для инвалидов с использованием различного гимнастического оборудования. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2005 N 524 "Об утверждении Рекомендуемых штатных нормативов персонала стационарных учреждений социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и "Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками" предусмотрено наличие необходимого штата в ДДИ для оказания социально-медицинских услуг по коррекции недостатков физического развития: на отделении милосердия на 25 человек предусматривается наличие 2 медсестёр по массажу, одного инструктора ЛФК, 1 реабилитолога. Таким образом, в ДДИ должны проводиться необходимые мероприятия по коррекции физически недостатков воспитанников и профилактике вторичных физических осложнений силами предусмотренного штата сотрудников. Практика Разночиновского ДДИ: можно сделать вывод о том, что на отделении интенсивного ухода не проводятся занятия АФК, ЛФК, массаж дети получают в минимальном объёме на основании следующих фактов. 1. При посещении этих групп на 40 детей был встречен один массажист (делала массаж ребёнку в кровати). По наличию занятий ЛФК, АФК на отделении персонал, ежедневно ухаживающий за детьми, пояснений дать не смог. В некоторых группах психолого-педагогической помощи также персонал пояснил, что с детьми не проводятся занятия по развитию двигательных навыков. 2. Зал для занятий АФК не оборудован необходимыми модулями и приспособлениями для занятий с самостоятельно непередвигающимися детьми. Находящийся в нём инструктор сказал, что занимается только с ограниченной группой передвигающихся детей подвижными играми. 2.4. Отсутствие доступа к скорой медицинской помощи. Пункт 10 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает, что на время пребывания детей в Организации воспитанникам обеспечивается своевременное получение квалифицированной бесплатной медицинской помощи. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.35) и Порядком оказания скорой медицинской помощи (пункты 7, 18), утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179, одним из видов бесплатной медицинской помощи является скорая медицинская помощь, которая должна обеспечивать осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных нуждающихся в экстренной стационарной помощи. Своевременность обеспечивается из расчёта 20-минутной транспортной доступности к месту проживания обслуживаемых граждан. Практика Разночиновского ДДИ: интернат находится существенном удалении от инфраструктуры города (около 60 минут езды в хорошую погоду), дорога, ведущая к интернату неасфальтирована, находится в зоне разлива реки в весеннее время, таким образом, своевременное прибытие скорой медицинской помощи из города в интернат невозможно, что говорит о постоянной угрозе охране здоровья детей в ДДИ. 3. Нарушение прав детей на воспитание, получение социально-педагогических и социально-психологических услуг. В соответствии с пунктом 10 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «на период пребывания детей в организации обеспечиваются воспитание детей и получение ими образования с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации, а также психологическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности, а также консультативная, реабилитационная и профилактическая работа с детьми». Стандарты социального обслуживания Астраханской области предусматривают (разделы 4.1.2.1 пункт «х», 4.1.3.1, 4.1.4.1) в объёме услуг, предоставляемых при стационарном социальном обслуживании инвалидов, комплекс социально-педагогических и социально-психологических услуг, направленных на воспитание, организацию игровой деятельности, занятости и досуга воспитанников, проведения коррекционных занятий. Выполнение положений Требований и стандартов социального обслуживания должно обеспечиваться штатом специалистов детского дома-интерната. Так, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2005 N 524 рекомендован следующий состав штата специалистов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: в отделении медико-социальной реабилитации на группу из 12 детей 3 воспитателя, 2 психолога, 1 педагог-дефектолог, 1 социальный работник, 1 социальный педагог, на группу, 2 реабилитолога, на отделении психолого-педагогической помощи на группу из 10 детей – 3 воспитателя, 2 психолога, 1 специалист по социальной работе, 2 логопеда, педагог дополнительного образования, дефектолог (нагрузка 20 часов в неделю), 1 социальный педагог, 1 реабилитолог, на отделении милосердия - 2 воспитателя, 1 реабилитолог. В соответствии с примечанием к названным нормативам, «руководитель стационарного учреждения социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" исходя из производственной необходимости и по согласованию с учредителем, может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат Учреждения должности, не предусмотренные штатными нормативами, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели». При этом, в соответствии с пунктом 11 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на работу в организацию принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности. Таким образом, учреждение имеет нормативно установленные возможности по обеспечению штата сотрудников необходимого и достаточного для оказания объёма социальных и реабилитационных услуг в соответствии с потребностями воспитанников и утверждёнными стандартами оказания социального обслуживания. Ответственность за обеспечение качества оказания социальных услуг учреждением и за формирование штата учреждения несёт его руководитель (пункт 4.1.7 ГОСТа Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», должностные обязанности руководителя Предприятия, описанные в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37). Кроме того, учреждение имеет право в соответствии со статьёй 18 Закона о социальной защите инвалидов, инициировать получение дошкольного и внешкольного воспитания и образования детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Практика Разночиновского ДДИ: При посещении интерната было отмечено, что детям отделения интенсивного ухода, а также части детей других отделений не обеспечены занятия со специалистами в течение дня, не оказывается помощь в организации игровой и досуговой деятельности. Дети отделения интенсивного ухода (около 47 человек) находились в кроватях и ухаживающий персонал пояснил, что это их обычное положение, занятия и игры с ними не организованы. Воспитатели в этих группах не присутствовали. Часть самостоятельно передвигающихся детей (около 17 человек) находилась в игровых помещениях, дети либо хаотично передвигались по помещению либо пассивно лежали и сидели на матах, рядом находился ухаживающий персонал (1-2 младших медсестры), наблюдающий за детьми. Педагогического персонала организующего игровую деятельность и взаимодействие между детьми в этих игровых комнатах не было. Практики обеспечения Администрацией учреждения дошкольного воспитания и дополнительного образования в соответствующих образовательных учреждениях по пояснениям сотрудников нет. Отсюда можно сделать вывод, что штат интерната не обеспечен числом специалистов, достаточным для оказания воспитанникам необходимых социальных услуг, а также для осуществления их воспитания, организации игровой и досуговой деятельности, также получение соответствующих услуг не организовано в образовательных учреждениях, в связи с чем, часть воспитанников Разночиновского ДДИ данные услуги не получает.

Ответов - 16, стр: 1 2 All

selena: Наталья Гузик Большое спасибо за информацию. К сожалению, стенограмма на 85 страница - чересчур объемный материал. Может, есть где-то резюме заседания или могу ли я попросить об одолжении сделать по стенограмме краткий обзор - покороче Большое спасибо



полная версия страницы