Форум » Обращения Координационного Совета и активность наших родителей » Собираем подписи - Обращение НКО к президенту » Ответить

Собираем подписи - Обращение НКО к президенту

selena: ДЕТИ, СЕМЬЯ, ИНВАЛИДЫ О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2013 г. ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В.ПУТИНУ Уважаемый Владимир Владимирович! В течение последнего года Вы издали ряд важнейших поручений в социальной сфере и в сфере защиты детства и семьи: серия социально значимых Указов от 7 мая 2012 г., утверждение 1 июня 2012 г. Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г., Указ от 28.12.2012г. № 1688 и Поручение от 18 апреля 2013г. № 877 по результатам Съезда ОНФ в Ростове-на-Дону 29 марта 2013 года. Анализируя документы и конкретные меры, которые принимает исполнительная власть вследствие Ваших поручений, подводя краткие итоги года, минувшего со дня подписания Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (далее Национальная стратегия), социально ориентированные некоммерческие организации, в т.ч. объединившиеся в Движение в поддержку семьи и детей России с целью наиболее эффективной реализации государственной социальной политики в области семьи и детства, выражают обеспокоенность тем, что Ваши поручения исполняются неэффективно, либо не исполняются вообще. Вы неоднократно подчеркивали роль общества для эффективной работы государства. Мы поддерживаем предлагаемые Вами меры и считаем, что для своевременного выполнения Ваших поручений и положений Национальной стратегии требуется общественный контроль и партнерство между гражданскими и государственными институтами, работающими в интересах детей. Понимая, что эффективная государственная социальная политика в интересах семьи и детей невозможна без участия общества, осознавая, что Ваши поручения имеют системный характер и должны выполняться последовательно и своевременно, считаем необходимым проинформировать Вас о нашей готовности принимать деятельное участие в реализации Национальной стратегии в партнерстве с государством, вкладывая ресурсы профессиональных знаний, теоретического и практического опыта, который в течение десятилетий накапливался нашими некоммерческими организациями, работающими в интересах детей и семьи в Российской Федерации. Именно поэтому мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, за поддержкой и просим Вас рассмотреть возможность расширения взаимодействия между Координационным советом по реализации Национальной стратегии при Президенте РФ и нашими организациями, нашим Движением в поддержку семьи и детей (как коалицией социально ориентированных некоммерческих организаций), поручив разработать эффективный механизм этого взаимодействия, который позволит использовать профессионализм НКО, имеющих авторитет, многолетний опыт и достижения в сфере социальной политики в области семьи и детства во благо детей России, российских семей, общества, государства. Мы также готовы осуществлять общественный мониторинг реализации Национальной стратегии, собирая и анализируя информацию для периодической оценки изменений во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с целями Национальной стратегии и Вашими поручениями, вовлекая в нашу деятельность партнерские некоммерческие организации в разных регионах страны. В Приложении к данному обращению представлены некоторые наши предложения, которые могли бы стать проектом для дальнейшего анализа и выработки более эффективных предложений для наших совместных действий! С уважением, Сопредседатели Движения в поддержку семьи и детей: Альтшулер Б.Л. – руководитель РОО «Право ребенка» (г. Москва) Головань А.И. – руководитель БФ «Соучастие в судьбе» (г. Москва) Пишкова О.В. – Член Совета Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив» (г. Ижевск) Рабинович А.Е. – президент межрегионального союза выпускников детских домов и интернатов (г. Москва) Семья Г.В. – Член-корреспондент РАЕН, Руководитель рабочей группы Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действие в интересах детей на 2012 – 2017 годы (г. Москва) Хананашвили Н.Л. – Вице-президент Национальной Ассоциации благотворительных организаций (г. Москва) Члены Движения в поддержку семьи и детей: Левина М.Ю – Общественный благотворительный фонд «Родительский Мост» (г.Санкт-Петербург), Островская М.И. - Благотворительная общественная организация «Перспективы» (г.Санкт-Петербург), Перфильева М.Ю. - Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» (Москва), Слабжанин Н.Ю. - Российский комитет «Детские деревни - SOS», Соколова М.Б. - МОО «Ассоциация в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности». Терновская М.Ф. - Автономная некоммерческая организация Центр ПРО-МАМА Шпицберг И.Л. - Центр реабилитации инвалидов «Наш Солнечный Мир». К Обращению присоединяемся:

Ответов - 8

selena: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. По проблеме жилищного обеспечения остро нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетных семей (в том числе, не имеющих регистрации по месту жительства), выпускников детских домов и т.п. К вопросу о реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 в части:«2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:… д) до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;», а также реализации приоритета Национальной стратегии действий в интересах детей о «гарантированном социальном жилье» (Направление I «Семейная политика детствосбережения»), и Поручения Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877 по итогам первой конференции ОНФ: «2. Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:…… г) внести предложения о мерах эффективной поддержки многодетных и приёмных семей, включая вопросы их материального, жилищного и социального обеспечения, а также повышения общественного статуса этих семей. Срок – 1 июля 2013 г.». Предложения: 1.1. Исходя из того, что к жилищной ситуации многих многодетных семей, детей-сирот и т.п. применима парадигма Святослава Говорухина «Так жить нельзя!», предлагается реализовать в субъектах РФ разработанную Общественной палатой РФ Программу «Жилищный спасательный круг», в рамках которой: а) Немедленно приступить к формированию региональных некоммерческих фондов арендного жилья путем организации государственной аренды жилых помещений в частном секторе с целью дальнейшей субсидируемой субаренды льготным категориям граждан/семей. - Предложение выдвинуто при экспертной поддержке ГУП «Московский городской центр арендного жилья». Пояснение: Субсидированием найма при тех же ежегодных бюджетных затратах можно оказать помощь в 20-30 раз большему числу семей, чем при практикуемом ныне субсидировании покупки жилья. При этом, никого не надо принуждать сдавать излишки жилплощади государству: сама организационная возможность сделать это легально и надежно включит в оборот гигантские ныне не используемые резервы пустующих площадей. Резервы: годами нераспроданные квартиры новостроек, пустующая собственность, которую владельцы, не рискуют сдавать на «диком» рынке частной аренды. Такое положение существует не только в Москве, но во всех крупных городах. б) Сформировать в субъектах РФ государственный заказ на малоэтажные многоквартирные «доходные дома», возводимые индустриальными методами быстрого строительства на основе государственно-частного партнерства, в основном, на ныне пустующих и находящихся в частной собственности участках, уже снабженных необходимой инфраструктурой. – Предложение разработано при экспертной поддержке Ассоциации строителей России. Пояснение: Привлекательный для инвесторов государственный заказ может реализоваться либо путем гарантированного выкупа дома у инвестора ПОСЛЕ сдачи жилья «под ключ», либо путем гарантированного найма части помещений «доходного дома» субсидируемыми бюджетом льготниками. 1.2. В целях создания универсальной правовой основы субсидируемого найма (поднайма) жилья учредить (по аналогии с полисом обязательного медицинского страхования - ОМС) полис обязательного жилищного страхования (ОЖС) - «индивидуальный сертификат найма жилья», обеспечивающий на установленный срок полную или частичную компенсацию найма (поднайма) жилого помещения нуждающимися многодетными семьями, выпускниками детских домов и т.п. Пояснение: Компенсация по программе ОЖС предоставляется на основе софинансирования бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ, исходя из безусловной конституционной гарантии права граждан России на жилище (подобно компенсации найма жилья бюджетом Российской Федерации, предусмотренной для, сотрудников органов внутренних дел - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228). Страховой случай «трудной жилищной ситуации» наступает по решению органа местного самоуправления либо органа социальной защиты по месту фактического пребывания гражданина/семьи. Учреждение полиса ОЖС позволит, в том числе, разрешить ныне неразрешимую в правовом поле РФ проблему жилищной обеспеченности многодетных семей, не имеющих регистрации по месту жительства.

selena: 2. Преодоление сиротства и реформа интернатных учреждений. К вопросу о реализации приоритетов Национальной стратегии действий в интересах детей «Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей. Внедрение эффективных технологий профилактики социального сиротства», «Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребёнка», «Создание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий воспитания, приближенных к семейным», а также и Поручений Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877: «1. Правительству Российской Федерации:… «г) разработать профессиональные стандарты для специалистов органов опеки и попечительства, в том числе обязанности по охране прав детей, а также профессиональные стандарты для социальных работников, психологов и других специалистов;», «е) проработать вопросы об установлении на федеральном уровне требований к деятельности «профессиональных» замещающих семей, о медицинском, педагогическом, психологическом, юридическом сопровождении семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, воспитывающих детей-инвалидов;», «2. Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:… в) на основании анализа позитивного опыта работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации проработать вопрос о совершенствовании деятельности таких организаций, в том числе об установлении единых требований к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представить в установленном порядке соответствующие предложения.». Предложения: 2.1. Проблема профилактики социального сиротства, вопросы создания условий для семейного проживания для детей- сирот, требуют сочетания действий по организации различных мероприятий на уровне местного сообщества , направленных на помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и комплексных усилий различных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, юристов ) , в т.ч. в целях восстановления родительского функционала и предотвращения социального сиротства. В связи с этим, профессиональные стандарты отраслевых специалистов, привлекаемых к оказанию социальных услуг, и работников социальной сферы (различные категории социальных работников) в обязательном порядке должны включать квалификационные требования , предполагающие владение технологией работы междисциплинарной команды специалистов с конкретным случаем трудной жизненной ситуации ребенка, семьи и его индивидуальным курированием. Необходимо регламентировать такие формы социальной работы и социальных услуг как: «участковая социальная служба», «сопровождаемое проживание», «сопровождаемое обучение», «передышка», «патронажное обслуживание (сопровождение)» семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также семей с детьми, в которых родители – инвалиды». В контексте содержания работы в рамках указанных услуг необходимо наполнить новыми квалификационными требованиями профессиональные стандарты социального работника с введением не менее 3 уровней компетенций (с учетом индивидуализации и расширением специфики услуг), семейного психолога (в контексте детализации типов семей, находящихся в трудной жизненно ситуации). Необходимо также разработать новые профессиональные стандарты: «тьютор в социальной сфере», «специалист по охране прав детей», «надомный воспитатель». При этом, для межотраслевых специалистов (врачи, педагоги, психологи) необходимо предусмотреть внесение изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие квалификационную сетку зарплат, количество отпускных дней, профессиональные пенсионные льготы , которые обеспечат сохранение отраслевых подходов независимо от того, в какой отрасли (образовательной, медицинской, социальной защиты) работают указанные специалисты. Без внесения указанных изменений мы не сможем обеспечить приток необходимых специалистов для оказания качественных междисциплинарных услуг в социальной сфере. Пояснение. Аналогично тому, как Семейный Кодекс РФ детально (43 статьи) регламентирует деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – точно также необходимо регламентировать и деятельность по профилактике сиротства. 2.2. Установить в Трудовом Кодексе Российской Федерации. новую профессиональную квалификационную группу «надомный воспитатель», осуществляющий присмотр, уход, воспитание детей у себя на дому (что и есть «профессиональная замещающая семья» Поручения Президента № 877) - непосредственно по месту жительства работника и его семьи, включая и вариант проживания в помещениях специализированного жилищного фонда. Руководству субъектов Российской Федерации внести в типовые (примерные) положения об организациях социального обслуживания и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в уставы этих организаций требования о: - создании в данных организациях целевых отделений по социальному, медицинскому, педагогическому, психологическому, юридическому сопровождению семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, а также кровных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации – в целях предотвращения разделения детей и родителей и профилактики социального сиротства (см. выше п. 2.1); - внесении в штатное расписание данных организаций должности «надомный воспитатель». Пояснение. Надомная социальная работа по присмотру, уходу и воспитанию (для несовершеннолетних), а также повсеместная организация профессионального сопровождения по месту жительства, являются необходимыми условиями для полного отказа от содержания детей в учреждениях-общежитиях. 2.3. Установить в типовых (примерных) положениях и уставах организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ проживания воспитанников исключительно в малокомплектных группах семейного типа («семейные группы», «семейные воспитательные группы»), создаваемых либо в самой организации либо в ее квартирных структурных подразделениях в специализированном жилищном фонде – при постоянном нахождении с детьми прикрепленных воспитателей-«родителей». Закрепить указанную обязательность проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в группах семейного типа внесением изменений в статью 155 Семейного Кодекса РФ, устанавливающих, что «проживание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается исключительно в группах семейного типа», указав, что порядок организации такого проживания определяется Правительством Российской Федерации. Пояснение. Данная реформа малозатратна, хотя и потребует организации сопровождения по месту нахождения семейных групп, что соответствует духу нового закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и подпункту «е» пункта п. 1 Поручения Президента № 877 («о медицинском, педагогическом, психологическом, юридическом сопровождении семей…»). 3. Трудоустройство и образование инвалидов. К вопросу об исполнении поручения Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: «2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: ………. в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах». Это поручение, хотя формально и было исполнено Правительством в рамках разработанного Комплекса мер направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года №19-21р , но, к сожалению, содержательно мало что изменило в реальности. Утвержденный и обновленный комплекс мер является явно недостаточным и не позволит улучшить ситуацию в сфере трудовой занятости людей с инвалидностью. Непонятны механизмы и инструменты решения предложенных мер, что оставляет впечатление декларативности большинства мероприятий. Не предложено никаких новых и инновационных мер. К реализации распоряжения привлекаются исключительно общероссийские общественные организации инвалидов, хотя они имеют весьма ограниченный опыт в решении проблем трудовой занятости людей с инвалидностью. В то же время, многие региональные социально-ориентированные некоммерческие организации, имеющие серьезный практический опыт в трудоустройстве людей с инвалидностью и неоднократно привлекавшиеся Минтрудом в качестве экспертов, в качестве соисполнителей распоряжения не обозначены. В указанном комплексе мер речь идет исключительно о специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах и выделении финансовых средств на создание таких рабочих мест. То есть комплекс мер направлен только на создание условий для трудоустройства людей с инвалидностью на специализированных предприятиях и на рабочих местах, созданных с помощью финансовых средств федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Большинство людей с инвалидностью не нуждаются для своего трудоустройства в специальном оборудовании (оснащении) рабочих мест и хотят, могут и должны быть трудоустроены на обычных рабочих местах в рамках открытого рынка труда. Отметим, что именно такой подход заложен в Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной нашей страной. Никаких мер по развитию инклюзивного трудоустройства (на открытом рынке труда) предложенное распоряжение не предполагает. Создание специально оборудованных рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью является традиционной мерой, которая реализуется Правительством Российской Федерации на протяжении последних десятилетий и не привела к какому-либо улучшению ситуации в решении данной социальной проблемы. Более того, в большинстве случаев данный подход приводит к экономически неэффективным решениям. Яркий пример это создание в городе Москве «Сall центра» для людей с инвалидностью по зрению, на который из городского бюджета было потрачено более 2 млрд. рублей, и который просуществовал менее полутора лет. Поддержка специализированных предприятий общероссийских общественных организаций, также, не может способствовать серьезному улучшению ситуации. Сейчас сеть специализированных предприятий сохранилась только у Всероссийского общества слепых, и там работают около двенадцати тысяч людей с инвалидностью (данная цифра ежегодно только уменьшается), у Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов сеть специализированных предприятий для труда людей с инвалидностью разрушена и не может быть реанимирована. Данные меры можно рассматривать только как поддержку социальной стабильности, но решать с их помощью проблему трудоустройства людей с инвалидностью невозможно. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации неоднократно собирало лучшие практики по индивидуальному сопровождению людей с инвалидностью при трудоустройстве. Некоторые из них даже реализовывались в рамках государственной программы «Доступная среды». Стоимость трудоустройства и удержание на рабочем месте при реализации данных программ в расчете на одного человека в несколько раз меньше чем поддержка рабочего места на специализированном предприятии. Но при этом развитие программ индивидуального сопровождения при трудоустройстве людей с инвалидностью на открытом рынке труда пока не носит системного характера и не нашло отражения в предложенном комплексе мер. Отдельно надо отметить трудоустройство людей с задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизом, психическими расстройствами. О трудоустройстве таких людей с инвалидностью в распоряжении речь не идет, хотя для них требуется отдельный комплекс мер. Прежде всего, нужно развитие программ поддерживаемого трудоустройства, которые уже не одно десятилетие успешно развиваются в ведущих странах мира. В нашей стране были и есть попытки развития таких программ, пока без серьезной государственной поддержки. Было бы неправильно, если в таком долгосрочном комплексе мер не было бы отражено данное направление. Нужно отметить, что одной из главных проблем является, то, что никто на данный момент не занимается оказанием практических услуг людям с инвалидностью в сфере трудоустройства. Государственная служба занятости работает с не более чем 5 % людей с инвалидностью, которые стоят на их учете как безработные граждане, общероссийские общественные не занимаются данным вопросом и получается, что при всем обозначенном желании решать данную социальную проблему, люди с инвалидностью оказываются неохваченными в плане консультационных услуг и помощи в трудоустройстве. В данном комплексе мер это не рассмотрено и не предложено путей решения. Большой проблемой для трудоустройства людей с инвалидностью является деятельность медико-социальной экспертизы. В большом количестве случаев она дает неоправданные запретительные рекомендации или рекомендации, которые невозможно реализовать, а, следовательно, и трудоустроить человека с инвалидностью. Необходимо серьезное реформирование службы МСЭ или пересмотр их полномочий (в плане, что их заключения будут носить для всех сторон трудоустройства исключительно рекомендательный характер). В комплексе мер предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», разработка основных требований в части определения основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, подготовка методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов. Но с учетом, что это будет все носить в основном вид ведомственных актов, то мы не видим как это реально может помочь в трудоустройстве людей с инвалидностью и с большой долей вероятности предполагаем, что это может создать новые дополнительные барьеры и ограничения. На кого будут нацелены эти документы? Кому они призваны помочь? Если целевой аудиторией являются работодатели, заинтересованные и готовые брать на работу людей с инвалидностью (нам предполагается что именно данная группа была бы более логична), то нужно готовить документы в общедоступной и популярной форме, а не в виде ведомственных актов и поправок в действующие законы. Эти документы должны быть реально востребованы и полезны в вопросах создания условий для эффективного использования людей с инвалидностью в качестве работников. Для успешного решения проблем трудоустройства людей с инвалидностью необходимо определить комплекс мер по мотивации и вовлечению работодателей к трудоустройству людей с инвалидностью. Данное направление в предложенном Распоряжении не рассматривается. Нужно совместно с представителями бизнеса, имеющими практический опыт в трудоустройстве людей с инвалидностью (обозначенных в комплексе мер общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов недостаточно, так как они не имеют необходимого практического опыта в этих вопросах) обсудить и принять меры по возможной экономической стимуляции, информационной и консалтинговой поддержке. Эти меры должны способствовать реальному и масштабному вовлечению бизнес - сообщества к трудоустройству людей с инвалидностью на основе эффективного и конкурентного использования людей с инвалидностью в качестве полноценных и полезных работников. В Распоряжении правильно рассматривается обеспечение доступности профессионального образования как основа успешного дальнейшего трудоустройства людей с инвалидностью. Но меры, предусмотренные для решения данной проблемы, носят дежурный и недостаточный характер. Мониторинг наличия условий, утверждение требований к организации образовательного процесса, утверждение перечня мероприятий по созданию условий, разработка рекомендаций по созданию специальных требований образовательных стандартов – все это по отношению к профессиональному образованию людей с инвалидностью уже неоднократно реализовывалось на различных уровнях и не представляется, что здесь можно сделать нового. Обычно все это, также как и разработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации приобретает вид ведомственных актов и научных докладов, никак не влияющих на реальную жизнь. Было бы достаточно экспертного заключения ограниченного количества специалистов о необходимости финансирования создания определенного количества учебных мест профессионального образования для людей с инвалидностью по наиболее востребованным специальностям, учитывающие состояние и потребности современного рынка труда. Отметим, что эти специальности должны быть достаточно разнообразны, чтобы позволить человеку с инвалидностью профессионально реализоваться в тех направлениях, которые соответствуют и его личным желаниям. Предложения: Необходимо методологическое переосмысление и изменение подходов к трудоустройству людей с инвалидностью. Нельзя создать условия для повышения трудовой занятости инвалидов только с помощью монетарных подходов (выделение денежных средств работодателю на создание рабочих мест, увеличение штрафов за невыполнение мероприятий по квотированию рабочих мест для инвалидов). Требуется дополнение реализуемых сегодня мер по созданию специальных рабочих мест, мерами, направленными на повышение конкурентоспособности человека с инвалидностью на рынке труда (в т.ч. профессиональное обучение, социальная и трудовая адаптация на рабочем месте, консультационное и организационное сопровождение сотрудника с инвалидностью) с выделением на их реализацию соответствующих бюджетных средств. В целях усовершенствования ныне действующей системы создания рабочих мест для людей с инвалидностью, а также открытия новых направлений, которые позволят привлечь к трудоустройству людей с инвалидностью новые организации и развивать инклюзивное трудоустройство на открытом рынке труда, рекомендуем развитие следующих направлений: 1. На базе специальных и общеобразовательных учебных заведений реализация программ перехода молодых людей с инвалидностью от учебы к работе, которые будут включать в себя их социально-психологическую подготовку к трудоустройству, профориентацию, стажировки с целью приобретения профессионального опыта. Необходимо начиная с самого поступления молодого инвалида в высшее или средне - специальное учебное заведение начинать готовить его к будущему трудоустройству. 2. Содействовать работе НКО, осуществляющих проекты и программы по трудоустройству и сопровождению людей с инвалидностью, в том числе через привлечение их к участию в конкурсах программ поддержки социально ориентированных НКО, субсидирования их деятельности, выделению контрактов, координацию их работы и осуществление методической и информационной поддержки. 3. Подготовка специалистов, разработка и массовое внедрение программ поддерживаемого трудоустройства на открытом рынке труда для людей с инвалидностью. Поддерживаемое трудоустройство обеспечивает реальную возможность для людей со сложными формами инвалидности (в том числе с особенностями развития и психическими заболеваниями, которые сейчас практически полностью выключены в нашей стране из трудовых отношений) работать в условиях открытого рынка труда. 4. Создание инфраструктуры и подготовка специально обученных специалистов для оказания квалифицированных услуг для бизнеса в сфере решения проблем инвалидности. Сами работодатели не являются и не могут являться специалистами в области инвалидности и само по себе введение системы квотирования или предоставления финансовых преференций работодателям, не поможет им эффективно использовать труд людей с инвалидностью. Одной из основных проблем того, что люди с инвалидностью не востребованы в нашей стране в качестве трудового ресурса, является отсутствие организаций и специалистов, которые на профессиональной основе заполнят недостающую нишу посредничества между бизнесом и людьми с инвалидностью. Именно они должны помогать коммерческим структурам успешно адаптировать сотрудников с инвалидностью на рабочих местах, консультировать работодателей по вопросам оформления на работу сотрудников с инвалидностью, освоения ими служебных обязанностей и вхождения в коллектив, терминологии и этикета, создания специальных условий труда и т.д. 5. Проведение информационной кампании по трудоустройству людей с инвалидностью, включая создание тиражируемых макетов социальной рекламы и социальных роликов о трудовых возможностях людей с инвалидностью, а также выпуск и распространение среди целевых аудиторий простых и наглядных рекламно-информационных материалов, буклетов, брошюр, памяток и т.п. 6. Устранение законодательных барьеров. Нужно отметить существующие до сих пор законодательные барьеры на пути трудовой занятости людей с инвалидностью. Служба медико-социальной экспертизы для очень многих людей с инвалидностью дает трудовые рекомендации, которые препятствуют для возможностей их трудоустройства. Мы каждый день встречаем ситуации, когда человек с инвалидностью хочет трудиться и работодатель готов взять его на работу, но записи в Индивидуальной программе реабилитации или справке об инвалидности заставляют работодателя отказаться от трудоустройства людей с инвалидностью. Например, запись в ИПР людей с инвалидностью по слуху, что им «запрещена работа вблизи движущихся предметов», сводит перечень возможных мест трудоустройства практически к нулю. Большой проблемой является и формулировка «возможна работа в специально созданных условиях». Это является достаточно стандартной формулировкой со стороны бюро медико-социальной экспертизы и пишется практически всем людям с инвалидностью второй группы. Зато на рынке труда это уже вызывает значительные трудности, так как работодатели не понимают, что такое специальные условия труда, есть ли они у них на работе и как их можно создать и в большинстве случаев предпочитают просто не брать на работу такого человека. Почему то, до сих пор большинство работодателей бояться, что взяв на работу сотрудников с инвалидностью, они будут иметь большие сложности с государственными контролирующими органами (прежде всего с инспекцией по охране труда). Должен быть четкий государственный посыл, что трудоустройство людей с инвалидностью приветствуется и никому не стоит за это ждать никаких неприятностей. Без такой четкой обозначенной позиции со стороны властей и внесении изменений в законодательство и действующую практику медико-социальной экспертизы добиться успехов в решении данной социальной проблемы невозможно. 4. Ранняя помощь, ранняя диагностика и раннее развитие. К вопросу о реализации подпункта «е» (абзац 6) пункта 2 Поручения Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877: «О внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам;». Предложения: 4.1. Создать нормативно-правовую базу и методическое обеспечение новой формы дошкольного образования: семейно-ориентированное раннее развитие, основанное на следующих принципах: 1. Раннее развитие осуществляется для детей от 0 до 3 лет. 2. Раннее развитие основано на семейно-ориентированном психолого-педагогическом подходе, позволяющем осуществлять выявление и раннюю коррекцию нарушений в развитии детей или риск их возникновения в более старшем возрасте. 3. Организация обучения по программе раннего развития осуществляется центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры ППМС) на подведомственной им территории. 4. Обучение по программе раннего развития предполагает обязательность предоставления ранней семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в младенческом и раннем детском возрасте с целью создания предпосылок образования ребенка («педагогическая пропедевтика»). 5. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях создается сеть лечебно-педагогических служб/отделений ранней диагностики и ранней коррекции в центрах ППМС органов образования, которые: - принимают на учет и работают на постоянной основе с детьми младенческого либо раннего детского возраста с нарушениями в развитии или риском их возникновения в более старшем возрасте, а также с семьями с такими детьми; - осуществляют первичное обследование и первичное консультирование в случаях, когда у родителей или инструкторов-педагогов групп раннего развития возникли подозрения о возможном нарушении в развитии ребенка; - обеспечивают преемственность ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья при организации дальнейшей помощи такому ребенку в ППМС-центре в дошкольном возрасте. 4.2. Правительству Российской Федерации: Утвердить Порядок осуществления государственным образовательным учреждением центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи деятельности по раннему семейно-ориентированному развитию, ранней диагностики и коррекции в младенческом и раннем детском возрасте нарушений развития различных функций или риска их возникновения в более старшем возрасте, включая порядок регистрационного учета лиц, нуждающихся в указанной коррекции. 5. Уполномоченный по правам инвалидов. В порядке реализации Поручения Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877: «4. Проработать вопрос о введении должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Доклад – 1 июня 2013 г. Ответственные: Медведев Д.А., Володин В.В.». Предложения: 5.1. Поддерживаем идею учреждения поста Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, а также должностей Уполномоченных по делам инвалидов в субъектах РФ. 5.2. Предлагаем назначить Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Царева Андрея Михайловича. Справка о нем: - директор государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" Псковской области, - председатель Совета Межрегиональной общественной организации "Ассоциация в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности", - доверенное лицо Президента РФ, - зам. председателя Комиссии по социальной политике, охране здоровья и окружающей среды Общественной палаты Псковской области, - кандидат педагогических наук (коррекционная педагогика), - заслуженный учитель России, - член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОП РФ, - член Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете Госдумы по образованию.

selena: Клочко Е.Ю, специальный представитель в Москве и МО "Ассоциации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности"

RCLUB: Присоединяется - Кицул Наталья Сергеевна, управляющий, Курчатовская городская общественная организация-родительский клуб "Содействие". ( г.Курчатов, Курская обл).

Маргарита Суворова: Присоединяюсь: Суворова Маргарита Анатольевна, директор ТРАНБО "Открой мне мир" (Тюменская обл., г. Тюмень)

Ольга: Присоединяюсь: Будаева Ольга Васильевна, юрист фонда "Волонтеры в помощь детям сиротам"

Яблочко: Присоединяюсь: Златогуре Елена Юрьевна, Председатель Правления Региональной общественной организации лиц с ограниченными возможностями "Яблочко" (г.Москва)

selena: Калиман Наталья Адамовна, директор, НОУ "ДЦ "Прикосновение", Оренбург Корнева В.А., Руководитель, Межрегиональная общественная организация родителей детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы» Сахапова Людмила Ивановна, РОО "Содействие", Уфа



полная версия страницы