Форум » Вопросы законодательства » Законопроект об образовании » Ответить

Законопроект об образовании

selena: На сайте Правительства РФ 17 мая открыта общественная экспертиза законопроекта "Об образовании". Срок - до 17 июня: http://zakon.government.ru/laws/ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federacii/ По-моему, нам надо выработать общий согласованный пакет предложений среди членов КС (цитата - М.Соколова). Текст законопроекта, выложенный на общественную экспертизу здесь (постатейно - трудно читать) http://zakon.government.ru/article/4907/

Ответов - 48, стр: 1 2 3 4 All

линь: от Кирилла Дружинина (помощник БЛ Альтшулера в ОП РФ) http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=121965-6 Из нового закона, будь он принят в том виде, в котором его предлагает Правительство России, исчезнут положения: * О государственной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных детских садах. Эта гарантия останется только в Конституции; * О том, что сеть дошкольных учреждений действует именно в помощь семье; * О том, что за содержание детей в детских садах государство не может взимать с родителей более 20% от стоимости этого содержания. А вот какие нововведения предлагает нам наше <<заботливое>> Правительство: * Детские сады, а равно и группы в них не будут теперь обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми; * За осуществление присмотра и ухода за ребенком детский сад взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей); * Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах определяется теперь областными (краевыми, республиканскими) властями. Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами этих властей, по прежним правилам - 20/50/70%. * В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в такой образовательной организации родители для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (смотря кто обязан организовать предоставление дошкольного образования). Что мы, родители, и наши дети будем иметь в связи с этими изменениями? Муниципалитеты будут теперь иметь полное право вводить в действие только группы кратковременного пребывания. Отсутствие интереса чиновников к необходимости мам выходить на работу после отпуска по уходу за ребенком теперь будет иметь законное основание. Многолетние очереди в сады будут узаконены. Если мой муниципалитет введет родительскую плату за содержание ребенка в детском саду 15000 рублей в месяц, а регион установит средний размер такой платы в 5000, то я получу компенсацию за плату - 1000 рублей, а остальную сумму - 14000 - буду платить из своего кармана, и это будет законно. Если мне откажут в приеме в детский сад на основании отсутствия свободных мест, а я обращусь в мэрию для устройства ребенка в другой детский сад, то мне имеют законное право отказать на основании... отсутствия свободных мест во всех детских садах города (сейчас это незаконно). Мэрия может, конечно, учесть наш доход при определении платы за содержание ребенка в детском саду, не без этого, вот только это совсем не означает, что она не может назначить плату за сад в размере, скажем, 12000 в месяц. Или 25000 - для <<элитных>> садов. Обязанности установить одинаковый размер платы во всех садиках у мэрии теперь не будет (в нынешней редакции закона она имеется). Я уж не говорю о том, что пострадают дети, имеющие проблемы со здоровьем, им ведь тоже смогут отказать в приеме на основании отсутствия свободных мест. Резюме: дошкольное образование действительно будет общедоступным, но: - в семье - в детских садах - только в пределах времени, необходимого для собственно обучения, т.е. от 10 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребенка. Никакой функции детского сада как места для присмотра и ухода за ребенком в течение времени, необходимого для исполнения родителями трудовых обязанностей в течение полного рабочего дня, не остается. Введение упомянутых норм наносит сокрушительный удар по бюджету семьи, ставя ее перед выбором: либо <<золотой>> детский сад, либо вынужденное семейное образование до школы с потерей матерью профессиональной квалификации, получение которой, кстати, оплачивало, как правило, государство. Введение 100%-ной оплаты за посещение детских садов выходит за рамки понимания и ставит крест на России как на социальном государстве. Федеральные власти забыли, что <<социальная направленность>> бюджета ряда регионов предполагает пособие для матерей за малолетнего ребенка старше 1,5 лет в размере 50 (ПЯТЬДЕСЯТ) рублей в месяц (например, в Калужской области). Действительно, при таких раскладах очередь в детские сады сама по себе рассосется. А рождаемость упадет. Желающих рожать серьезно поубавится. Именно щадящий размер родительской платы наряду с отсутствием в законе наличия свободных мест как условия для приема ребенка в детский сад являлись гарантией общедоступности бесплатного дошкольного образования, а власти из-за этого были обязаны хоть как-то шевелиться в постройке новых детских садов. Теперь эти важнейшие условия хотят убрать. Прилагаю основные нормы, изменяющие критерии общедоступности образования в законопроекте. Мы готовим массовые акции протеста. За сегодня подготовлю обращение к ОП РФ и в комитеты Госдумы профильные.

линь: ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ N 121965-6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ Отзыв подготовлен специалистами Дальневосточного научного центра местного самоуправления и НП «Дальневосточные правовые ресурсы» под руководством Поличка Нины Петровны – директора ДВНЦМС, члена Общественной палаты Российской Федерации, кандидата физико-математических наук, доктора педагогических наук На заседании Правительства РФ 30 августа 2012 года Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев сказал: "…..Предстоит также модернизировать дошкольное образование, развивать его ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ, создавать больше возможностей для НЕГОСУДАРСТВЕННОГО сектора в этой сфере, чтобы дошкольным обучением был охвачен КАЖДЫЙ ребёнок. И, конечно, на особом контроле остаётся вопрос об очередях в детские сады. В ближайшие годы очереди должны быть ликвидированы - так, как мы и договаривались». Вместе с тем, проект № 121965-6 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ (см. http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=121965-6), не только противоречит данным установкам Председателя Правительства РФ, но и похоронит все те небольшие достижения, которые были достигнуты за последнее время в деле разгосударствления (демонополизации) системы образования в стране. Более того в части дошкольного образования законопроект 1) противоречит ст. 43 Конституции РФ, 2) делает невозможным обеспечение конституционных гарантий на общедоступное и бесплатное дошкольное образование для многих детей, 3) противоречит федеральному закону «О защите конкуренции», 4) создаёт новые административные барьеры для бизнеса, 5) не соответствует демографической политике, направленной на увеличение рождаемости в период надвигающейся новой демографической ямы. Доказательством тому является следующее. Первое. Пункт 2 ст. 43 Конституции РФ гласит: «Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного … образования …в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Вместе с тем в ст. 2 законопроекта указывается 19) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность. Это означает, что бизнес-предприятиям путь в систему образования закрывается. Откуда тогда мы будем ждать инвестиций в систему образования? Второе. В ст. 9 законопроекта определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: 3) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в размере, необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; Фактически данная норма лишает права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование тех детей, которые не смогли попасть в муниципальные и государственные детские сады. А таких – огромное количество, о чём свидетельствует, например, следующая статистика по Хабаровскому краю: http://files.mail.ru/Q65UHE И это не специфика Хабаровского края, так в большинстве субъектов федерации страны. Отсюда следует, что только муниципальными и государственными дошкольными образовательными организациями обеспечить государственную гарантию невозможно в принципе, потому что ещё одну систему дошкольного образования никто не построит. Нет таких денег в стране. Третье. Норма о гарантиях получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования ТОЛЬКО в муниципальных дошкольных образовательных организациях создаёт преимущества отдельным хозяйствующим субъектам – муниципальным и государственным дошкольным образовательным организациям, что противоречит статье 15 федерального закона «О защите конкуренции» (Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации). При этом в статье 103. «Принципы экономической деятельности в сфере образования» самого законопроекта определяется Экономическая деятельность в сфере образования основывается на следующих принципах: 1) признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность). что свидетельствует о наличии внутренних противоречий в законопроекте. Четвёртое. В соответствии с. п.4 ст. 66. законопроекта компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования предусмотрена ТОЛЬКО в государственных и муниципальных образовательных организациях 4. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, - на первого ребенка, не менее 50 процентов - на второго ребенка, не менее 70 процентов - на третьего ребенка и последующих детей. Пятое. Не способствует развитию конкуренции на рынке образовательных услуг и то, что ни за одним уровнем власти не закреплены полномочия по созданию условий для развития негосударственного и немуниципального секторов в системе образования, о чём свидетельствуют ст. 7-10 законопроекта. Шестое. Действующий в настоящее время закон «Об образовании» в ст. 48 определяет Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность 1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. Однако новый законопроект не только не улучшает инвестиционный климат для прихода в сферу образования частного бизнеса, а наоборот ухудшает инвестиционный климат, поскольку ст.21 законопроекта вводит лицензирование деятельности индивидуального предпринимателей Статья 21. Образовательная деятельность 1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - научными организациями и иными юридическими лицами (далее - организации, осуществляющие обучение), а также индивидуальными предпринимателями. Седьмое. Из п. 2 ст. 21 вытекает, что даже уход, присмотр и воспитание становятся лицензируемыми видами деятельности, поскольку их приравнивают в образовательной деятельности 2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам. Восьмое. Статья 104. законопроекта определяет, что финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования осуществляется по нормативам. И это правильно! 1. Финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Но кто и как может претендовать на этот норматив, кроме государственных и муниципальных образовательных организации? Об этом нет ни слова. Девятое. Непонятно, как при таком законе будут реализовываться Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года Основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года в части развитие дошкольного образования, где утверждается Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям. Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций. Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций. Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные. Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. ВЫВОДЫ. 1. Проект № 121965-6 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу РФ в части системы дошкольного образования направлен на укрепление неестественной монополии под названием «Государственная (муниципальна) система дошкольного образования России». 2. Если законопроект будет принять в данном виде, то он не позволит реализовать установки Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, высказанные им за заседании Правительства РФ 30 августа 2012 года ни в ближней, ни в дальней перспективе. 3. Представляется целесообразным немедленно отозвать законопроект из Государственной Думы и привести его в соответствие, как минимум a. Конституции РФ, b. федеральному закону «О защите конкуренции».

линь: Предложения МГППУ (ВВ Рубцов) и Института интегрированного (инклюзивного) образования (Алехина С.В.) в статьи Законопроекта «Об образовании» в сфере инклюзивного образования. http://files.mail.ru/AX7XX7



полная версия страницы