Форум » Социальные инициативы и предложения КС » Детский оздоровительный отдых - совещание с ВВП » Ответить

Детский оздоровительный отдых - совещание с ВВП

selena: В теме размещены материалы касающиеся подготовки и самого выступления Е.А.Тополевой-Солдуновой на Совещании по вопросу организации детского оздоровительного отдыха, проведенного Президентом России 7 августа 2012 года, Ленинградская область, посёлок Зеркальный Поскольку подготовка велась в авральном режиме переписки - копирую из почты

Ответов - 9

selena: ЦЛП Москва О летних интегративных лагерях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – детей-инвалидов 1. Описание ситуации Дети с проблемами психического и неврологического развития (а таких – более 70% среди всех детей-инвалидов), а также с тяжелыми и множественными нарушениями остаются сегодня без какой-либо возможности отдыха в обществе сверстников. В обычные лагеря таких детей не принимают, взять их в пансионат или дом отдыха родители вряд ли отважатся, это очень тяжело физически и психологически. Санаторно-курортные учреждения рассчитаны на лечение соматических, в лучшем случае – опорно-двигательных заболеваний и не предполагают серьезной психолого-педагогической поддержки, жизненно необходимой такому ребенку. 2. Как должен быть устроен такой лагерь 1. Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями развития Помимо обычной досуговой и общеразвивающей программ для такого ребенка необходимо сохранить непрерывность психолого-педагогической реабилитации и терапии. Ребенку должны быть обеспечены психолого-педагогические занятия с учетом естественной природной среды летнего лагеря, адаптация в непривычной ситуации и формах быта, приобретение новых импульсов развития. 2. Психологическая поддержка родителей Родители и члены семей, осуществляющие подвиг воспитания ребенка с нарушениями развития, нуждаются в психологической поддержке. Им необходимо обеспечить разделение с другими людьми тяжелого родительского труда и забот об особом ребенке; помочь понять (зачастую – принять) своего ребенка; обучить правильному взаимодействию с ним; помочь решить социальные задачи, которые не под силу решить самим родителям в домашних условиях. 3. Интегративность Ребенок с проблемами психического развития должен приобрести обычный опыт общения. Специалистам в лагере необходимо вместе с семьей осваивать нормальный социальный путь, обязательным условием и результатом которого должна быть интеграция такого ребенка в сообществе обычных сверстников – которые, в свою очередь, приобретают нравственный опыт позитивного общения с «необычными» сверстниками и способности к «социальному творчеству». Поистине спасительной является интегративность таких лагерей для семей, где есть и обычные, и «особые» дети. 3. Изменение СанПиНа Принятый 2 года назад одиозный СанПиН 2.4.4.2605-10 делает невозможным проведение наименее затратных, но показавших самую высокую эффективность форм летнего отдыха семей, воспитывающих детей-инвалидов – палаточных лагерей, а также смешанных форм – стационарно-палаточных лагерей и фактически уничтожает этот вид летнего отдыха. Он исключает все возможности практического участия детей в действиях по обеспечению быта, которые являются важным элементом педагогического процесса. Требование СанПина «в турлагерь могут быть зачислены дети только 1-й и 2-й групп здоровья» полностью закрывает этот вид отдыха для детей с нарушениями развития. Рабочая группа ОП РФ подготовила поправки почти к 90% этих «Требований»; но никаких изменений в СанПин авторы документа вносить не собираются, что видно из ответа Г.Онищенко в ОП РФ. О сокращении почти впятеро таких лагерей за 2 года действия СанПиНа «МК» писал несколько дней назад (в номере 26001 от 30 июля 2012 г.): «Нет лагеря – нет проблемы». Необходимо срочное изменение СанПиНа в рамках требований, отвечающих целям таких лагерей и здравому смыслу. 4. Финансирование Сегодня серьезный многолетний опыт проведения таких лагерей накоплен в социально-ориентированных НКО (общественных организациях, родительских организациях и др.). Пока государственная инфраструктура еще не создана, необходимо поддержать проведение лагерей профильными НКО одним из следующих способов: – оплатой/дотацией «путевок» для семей с такими детьми в лагерях, организуемых НКО, – с учетом: занятий специалистов с детьми, имеющими проблемы развития; работы с обычными детьми; психолого-педагогической поддержки родителей; – распространением на организацию летнего отдыха детей с нарушениями развития механизма госзакупок с размещением госзаказа в соответствующих НКО; – созданием целевых сертификатов для организации летнего отдыха семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в том числе – детей-инвалидов. 5. Развитие подобной инфраструктуры в государственном секторе Летние лагеря для детей с нарушениями развития должны перестать быть дефицитом. Для этого необходимо использовать и распространять опыт хорошо зарекомендовавших себя НКО (обучение и стажировки специалистов и волонтеров). Государственные программы в социальной сфере должны учитывать организацию летнего отдыха и охватывать его развитие как в государственном, так и в негосударственном секторах.

selena: ГАООРДИ, Санкт-Петербург 1.отличаем Отдых и Санаторно-курортное лечение. То и другое является оздоровлением, но СКЛ - это часть медицинской реабилитации, это лечение, это работа. СКЛ не всем показано, противопоказания у детей с психическими нарушениями. с нервномышечными заболеваниями, с муковисцидозом и т.д. Отдых показан ВСЕМ! 2.Одых детей- инвалидов можно организовывать как на базе санаторно-оздоровительного учреждения так и на базе обыкновенного пионерского лагеря или туристического нестационарного лагеря. Это касается детей всех без исключения патологий. Только в случае гемофилии и детей с ХПН, находящихся на гемодиализе должна быть удаленность от стационара не более 30 км. Примерно 20- 30 проц. детей не нуждаются в индивидуальном сопровождении при организации отдыха. это дети наиболее социально-адаптированные, как правило посещащие интернатные учреждения для таких детей должно быть организовано групповое сопровождение , на 5- 10 детей один сопровождающий. Его функция не заменять персонал учреждения (педагог. вожатый0 а компенсировать недостаточно развитые функции у ребенка. 70 процентов детей нуждается в индивидуальном сопровождении , как правило это мама. 3.Отдых можно рассматривать как часть социальной реабилитации, поэтому предпочтительнее его проводить в интеграционном коллективе детей., аналогично процессу образования. Однако оздоровительное учреждение (ОУ) должно быть приспособлено, для детей, нуждающихся в специальных условиях оздоровления. Пандусы, широкие проемы. асфольтированные дорожки. часть инфраструктуры (столовая, крружки на 1 этаже) для колясочников, наличие отдельного пищеблока для целиакии, организация диет питания для фенилкетонурии, диабета и т.д. Возможно и наличие специализированного ОУ. 4.Социальная значимость отдыха и оздоровительный эффект возрастают при организации профильных смен или целевых заездов. по программам, которые могут организовывать НКО . Например, собирая в заез детей со схожими проблемами , с одинаковой патологией и проводя различные школы самоконтроля под наблюдением и при участии профильных специалистов. 5. Более подробную информацию о нормативно- правовой базе, ценообразовании, выборе поставщиков услуг ит. д. можно узнать, ознакомившись с почти 20 летним опытом организации оздоровительного отдыха детей- инвалидов Санкт- Петербурга.. С уважением, М.А.Урманчеева

selena: Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» Предложения по организации оздоровления детей – инвалидов и их семей. Практический опыт В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями, в оздоровительных социально - реабилитационных услугах необходимо осуществить оптимизацию системы оказания услуг, направленную на повышение качества и увеличение объёма услуг, экономически конкурентоспособных. Для этого предлагаем в каждом субъекте РФ организовать деятельность пилотного центра по оказанию данных услуг, как ребенку – инвалиду, так и его семье: родителям, братьям и сестрам . Рассмотрим на конкретном примере в Нижегородской области. В период с 2004 по 2007 годы Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» на базе бывшего оздоровительного лагеря, (принадлежавшего ранее крупному предприятию ГАЗ), проводила оздоровительные летние смены для детей – инвалидов и их родителей из г. Нижнего Новгорода и области, привлекая грантовые средства в сотрудничестве Министерством социальной политики Нижегородской области. По инициативе НРООПДиМ «Верас» данный лагерь стал действовать круглодично и стал учреждением Министерства социальной политики Нижегородской области. В настоящее время – это ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юный нижегородец», Семеновский район, на базе которого действуют два отделения: - отделение реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, включая, в первую очередь, детей с умственными нарушениями развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, ДЦП и др. ограничениями: - отделение психолого – педагогической помощи для семей в трудной жизненной ситуации. Путевки на оздоровительные социально – реабилитационные смены от 15 до 21 дня в данный центр выделяются Министерством социальной политики Нижегородской области, как в летний период, так и в течение всего года через территориальные органы соцзащиты и НКО (профильные смены). Путевки получают бесплатно семьи, воспитывающие детей – инвалидов, включая как самого ребенка – инвалида, так и его братьев и сестер, родителей (опекунов). Также получают и семьи в трудной жизненной ситуации, поэтому оздоровительные получаются интегрированные. Выбранные оздоровительные социально - реабилитационные услуги: • направлены на формирование условий для расширения возможностей семей с детьми – инвалидами по повышению жизненного уровня; • повышают способности и возможности членов семей с детьми - инвалидами в преодолении трудных жизненных ситуаций; • повышают возможности членов семей в адаптации детей с особенностями в развитии; • оказывают социально-психологическую реабилитацию семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; • логически взаимосвязанные комплексные услуги. • предотвращают возможный эмоциональный и психический кризис семей воспитывающих детей - инвалидов; • Содействуют в организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в части психолого-педагогической и специальной педагогической помощи. 1. 2. Категории семей и детей, обслуживаемых в центре. 2. 2.1. К категориям семей и детей, имеющим право на социальное обслуживание в отделении психолого-педагогической помощи, относятся: 3. а) дети-инвалиды, дети и подростки с ограниченными возможностями;; 4. б) семьи, имеющие детей-инвалидов; 5. в) многодетные семьи; малообеспеченные семьи; 6. г) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие детей и подростков с ограниченными возможностями и (или) ослабленным здоровьем; Кроме того, ежегодно в Центре помощи семье и детям «Юный нижегородец» проводятся профильные оздоровительные смены для семей, воспитывающих детей – инвалидов, которые организуются НРООПДиМ «Верас» с привлечением ведущих экспертов в области социальной реабилитации в рамках договора о социальном партнерстве с Центром и реализации региональных программ, где выделяется дополнительное финансирование для НКО с целью внедрения инновационных технологий. Эффективность социально – реабилитационных процессов возможна через обеспечение развития механизмов взаимодействия органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения с негосударственными организациями и представителями делового сообщества. Председатель НРООПДиМ «Верас» Веко Людмила Викторовна


selena: РООИ "Перспектива", Москва Ситуация: По статистическим данным сегодня в России насчитывается более 600 тысяч детей с инвалидностью. На самом деле число детей с особыми образовательными потребностями гораздо выше – около 1,6 млн. В национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы одной из основных проблем в сфере детства была названа проблема социальной исключенности уязвимых категорий детей, в том числе, детей с инвалидностью. Помимо создания интегрированных детских садов и школ, не уделяется внимания созданию инклюзивных летних лагерей, где одним из основных реабилитирующих факторов является интегрирующая среда. Где круг общения детей с инвалидностью расширяется, где ломаются стереотипы, существующие у детей без инвалидности по отношению к их сверстникам с инвалидностью. К сожалению, инклюзивных летних лагерей в нашей стране пока единицы. В основном, когда речь идет о летних лагерях для детей с инвалидностью, обычно подразумевается лечение и реабилитация. В такие лагеря дети выезжают вместе с родителями. Как правило, такие лагеря делятся по профилю заболевания. В результате, дети, находящиеся там не получают никакого опыта общения с другими сверстниками, не имеющими таких же как и у них самих проблем. Есть вариант, когда в обычном летнем лагере организуются несколько отрядов, в которых отдыхают дети с инвалидностью. Но Примеры существующих инклюзивных лагерей: Опыт организации интегрированных лагерей, в которых совместно отдыхают как дети с инвалидностью, так и без не большой. Организованы такие лагеря, как правило, силами общественных организаций, занимающихся проблемами людей с инвалидностью. Можно обозначить несколько типов подобных лагерей: Семейные лагеря Наиболее распространена практика организации семейных лагерей, где проводят время дети, имеющие инвалидность и члены их семей (родители, братья, сестры). Надо отметить, что такие лагеря, в основном, организованы для детей, чья инвалидность сопровождается нарушениями развития (аутизм, Синдром Дауна и пр.). Например, В летнем конном лагере, организованном Московским конноспортивным клубом инвалидов братья и сестры детей с инвалидностью, молодые ассистенты педагогов (14-15 летние) составляют круг общения детей с инвалидностью. Для родителей детей с инвалидностью необходимо видеть, что их ребенок кому-то нужен, что в глазах других людей (и что очень важно, часто это молодежь, не связанная с инвалидностью в качестве семейной проблемы) он обладает безусловной ценностью и правом на полноценную жизнь. Таким образом, помимо чисто терапевтического эффекта, семейные интеграционные иппотерапевтические лагеря дают семьям с детьми-инвалидами новый импульс для дальнейшей жизни в обществе. Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» проводит летний интеграционный реабилитационно-оздоровительный лагерь, куда приезжают не только дети с особенностями в развитии, но также их братья и сёстры, дети специалистов Центра, студенты на практику и просто гости. В лагере организаторы пытаются создавать модель здорового социума, в котором ценность каждого человека является первостепенной независимо от его индивидуальных особенностей. В условиях естественной природной среды осуществляется интенсивный (ежедневный) курс ребилитационных мероприятий по заранее разработанным для каждого ребенка индивидуальным программам. На протяжении 12 лет Центр Лечебной Педагогики организует летний интегративный лагерь на Валдае в формате палаточного кемпинга. Основная задача лагеря — помочь ребенку сделать еще один шаг навстречу социуму и миру. Для многих семей, имеющих детей с нарушениями развития, интегративный лагерь — это единственная возможность выехать на отдых из города. В лагерь приезжают семьи особых детей, сотрудников Центра, волонтеры из разных стран. Ребята совмещают отдых на природе с развивающими занятиями и общением со сверстниками, а их родители получают необходимую поддержку. Летний лагерь ЦЛП — это 6–7 смен, около 500 — 550 участников за лето. В летнем палаточном интеграционном лагере «Турград», регулярно проводимом факультетом «Психология образования» МГППУ отдыхают дети и подростки с особенностями в развитии, их братья и сестры, родители, дети и подростки из социально-неблагополучных семей, социально-активные подростки, студенты-волонтеры. Работают – педагоги, психологи, врачи, специалисты в области детского туризма. Инклюзивные лагеря для детей с инвалидностью и без В качестве примера интеграционного лагеря для детей, куда ребята приезжают без родителей можно назвать «Лагерь Корчака», организованный Московской региональной общественной организацией Молодежный Центр «Наш Дом». Этот лагерь проводится, в основном, для детей с нарушением зрения. Среди вожатых лагеря также есть люди с инвалидностью. Для детей чрезвычайно важно, что эти вожатые сумели успешно реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, добились успеха в жизни и работе. Это является хорошим примером для подражания. Волгоградская региональная общественная организация содействия детям-инвалидам также организовала интегрированный летний лагерь «Интеллект», в котором ребята с инвалидностью отдыхают вместе со своими сверстниками без инвалидности, вместе принимают участие в лагерной жизни. Волонтерская благотворительная организация «Росток» из Псковской области за последние 2 года провела 3 интеграционных лагеря, в которых приняло участие более 35 волонтеров и 70 детей. Во время лагеря участники проживают в одном доме и ведут совместный быт. В то же время, жизнь насыщена специальными мероприятиями, которые проводят волонтеры, среди которых спектакли, игры, выездные экскурсии, праздники и пр. Можно также привести примеры инклюзивных лагерей, имеющих специальное направление. В рамках проекта «В спорте все равны» РООИ « Перспектива» и партнерские организации из 5 регионов проводят 3-х - 5-тидневные Спортивные лагеря для детей с инвалидностью и без, где дети играют в футбол. Для работы в таких лагерях привлекаются специалисты по адаптивной физкультуре, футбольные тренеры. Спортивные лагеря могут быть не только по игре в футбол. На примере зарубежных организаций создаются лагеря байдарочников, для работы в которых также приглашаются тренеры и специалисты по адаптивной физкультуре. Организация «Круг» проводит театральные инклюзивные лагеря, где дети с инвалидностью и без обучаются театральному искусству. Также существуют инклюзивные лагеря для молодых людей с инвалидностью и их сверстников-студентов. В качестве примера можно привести уже два года подряд проводящийся летний лагерь Фонда поддержки лиц с нарушением развития и интеллекта «Лучшие друзья», где молодые люди с нарушением развития и их сверстники-студенты через совместное участие в мероприятиях, раздельные тренинги для людей с инвалидностью и без, а также через взаимное общение сближаются, преодолеваются стереотипные представления о людях с инвалидностью. Лагеря по развитию лидерских качеств В лагерь приезжают дети и молодежь с инвалидностью без родителей. Главной целью работы такого лагеря является воспитание лидерских качеств у детей, имеющих инвалидность: навыки самостоятельной жизни, навыки публичного выступления. Ребята проходят занятия с арт-терапевтами. Ребята становятся уверенными в себе, целеустремленными. В июне этого года в Подмосковном санатории «Сосновый бор» проходил летний лагерь лидерства для детей и подростков с инвалидностью. Этот лагерь проводился РООИ «Перспектива» в рамках проекта «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права» в Москве. Основными целями лагеря были выработка у детей и подростков с инвалидностью лидерских качеств, формирование навыков презентации (публичные выступления, актерское мастерство), развитие навыков самостоятельного принятия решений, формирование групповой сплоченности и развитие эмпатии друг к другу. Наставники из числа взрослых людей с инвалидностью вместе с профессиональными актерами, фотографами и юристами в течение четырех дней передавали детям свои знания и навыки, которые помогут им заявлять о своих правах и отстаивать их. В лагере были проведены мастер-классы по фотографии, развитию актерского мастерства, юридический мастер-класс, мастер-класс по созданию микро-проектов (планирование и презентация). В лагере участвовали 9 детей с различными видами инвалидности (двигательная, ментальная), которые учатся в разных школах. Были дети из школы-интерната № 31 и ребята из инклюзивных школ. Проводились занятия, направленные на развитие сплоченности участников лагеря, обсуждались трудности самих участников и находились способы их преодоления. Проводились занятия по пониманию инвалидности, рассмотрению различных видов инвалидности, созданию доступной среды. Можно привести еще ряд примеров организации подобного отдыха для детей с инвалидностью. Тем не менее, таких лагерей не много. Все они организованы специально, в большинстве случаев – общественными некоммерческими организациями. Основные проблемы: Отсутствие финансирования В большинстве случаев финансирование таких лагерей происходит, как правило, за счет самих организаций, на спонсорские деньги. В каких-то из лагерей за отдых детей с инвалидностью платят родители. Отсутствие необходимых условий Организациям, проводящим такие лагеря, приходится самостоятельно искать подходящие места – базы отдыха, пансионаты, турбазы и самостоятельно создавать условия для комфортного проживания там людей с инвалидностью. Необходимо учитывать, что в отдыхе в подобных лагерях нуждаются дети с самыми разнообразными видами инвалидности, в том числе с проблемами опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на колясках, незрячие, неслышащие. Организаторам приходится очень сложно в приведении территории лагеря в доступный вид для любого из отдыхающих. Отсутствие квалифицированных сотрудников Недостаток финансирования часто не позволяет помимо вожатых и воспитателей в работе с детьми, имеющими инвалидность, приглашать сопровождающих, тьютеров, психологов, тренеров по адаптивной физкультуре и пр. Сами вожатые и воспитатели часто также не имеют навыков работы с детьми, имеющими инвалидность. Предложения: • Необходимо создавать возможность летнего отдыха детей с инвалидностью совместно с другими ребятами в различных формах: и семейных лагерей, и инклюзивных лагерей для детей с инвалидностью и без, и лагерей по развитию лидерских качеств, и городских летних лагерях. • Должны быть созданы условия для детей с инвалидностью абсолютно во всех работающих летних лагерях. • Должна быть разработана система финансовой поддержки деятельности летних интеграционных лагерей: выделение грантов организациям, проводящим лагеря для детей; выделение грантов семьям, желающим отдыхать в семейных интеграционных лагерях. • Среди сотрудников лагерей должны быть необходимые специалисты для работы с детьми с инвалидностью: тьютеры, психологи, педагоги и пр. Необходимо проводить тренинги для вожатых, педагогов, воспитателей по навыкам работы с детьми с инвалидностью. • В лагерях со специализированным уклоном должны работать профессиональные тренеры, специалисты по адаптивной физкультуре, педагоги по театральному мастерству и др. • Должна быть возможность пребывания в лагере родителей в качестве сопровождающих для тех, детей, кто нуждается в сопровождении, либо должны работать квалифицированные сотрудники, способные заменить помощь родителей.

selena: ЦЛП (Псков), А.Царев 1. Проблема: в лагерях отсутствует возможность индивидуального сопровождения детей-инвалидов, в то время как многие из них вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта, аутистических расстройств нуждаются в помощи во время летнего отдыха в условиях детского загородного лагеря. 2. Проблема: Возможное решение: принять программу (либо часть программы) в рамках реализации нац. стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 или какой-либо нормативный документ: - позволяющий предоставить ребенку-инвалиду путевку в летний лагерь с сопровождением в соответствии с его потребностью в нем (бесплатный или с частичной оплатой). Сопровождающими не должны быть только специалисты, ими могут быть подготовленные волонтеры; - обязывающий субъект федерации обеспечить в летних лагерях условия для проживания и отдыха детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Количество летних лагерей с соответствующими условиями определяется количеством детей, нуждающихся в них, проживающих в данном субъекте федерации. (в среднем прим. 1 на 1000 детей); - обеспечивающий выделение субсидий СО НКО, которые реализуют программы летнего отдыха детей-инвалидов. - предполагающий выделение средств на реализацию интеграционных проектов в условиях лагерей летнего отдыха детей.

selena: "Наш солнечный мир", Москва И. Шпицберг У нас понемногу подходит к концу летний лагерь этого года. В первой смене в нашем лагере присутствовала корреспондент Риа Новости, которая сделала несколько репортажей. Пересылаю Вам ссылки на них, возможно, кому то из Вас наш опыт окажется полезен, все таки мы проводим летние реабилитационные лагеря уже 21 год (первый был в 1992-м). Мы с огромным уважением относимся к опыту всех организаций - и новых и многоопытных. Прекрасные лагеря проводят ЦЛП, Круг, Перспектива и многие другие организации. Наш лагерь, конечно, не лучше других, но мы надеемся, что наш опыт тоже может быть кому то из Вас полезен. http://ria.ru/ocherki/20120806/717490371.html http://www.ria.ru/interview/20120801/714107900.html http://ria.ru/interview/20120802/715145005.html

selena: Тезисы выступления Е.А.Тополевой О летнем отдыхе детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – детей-инвалидов 1. Описание ситуации Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в летнем оздоровительном отдыхе не менее, а иногда и более, чем обычные дети. К сожалению, возможности для них отправиться на такой отдых сильно ограничены. Особенно это относится к детям с проблемами психического и неврологического развития (а таких – более 70% среди всех детей-инвалидов), а также с тяжелыми и множественными нарушениями. Зачастую они остаются сегодня вообще без какой-либо возможности отдыха. Достаточно часто родители получают отказ в предоставлении путевки с мотивировкой, что появление инвалида нарушит спокойный отдых других детей и родители здоровых сверстников будут против такой интеграции. Санаторно-курортные учреждения рассчитаны преимущественно на лечение соматических, опорно-двигательных заболеваний, за исключением специализированных учреждений для детей с ДЦП, но все они являются учреждениями реабилитационной (медицинской) направленности, а не летнего отдыха. Кроме того, направление детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение происходит в соответствии с существующими «Медицинскими показаниями и противопоказаниями для санаторно-курортного лечения» (Методические указания утверждены МЗ РФ от 22.12.1999 г. № 99/231), где прямо указываются следующие ограничения: «общими противопоказаниями, исключающими направление детей на санаторно-курортное лечение, является …умственная отсталость (кроме специализированных санаториев для детей с церебральными параличами), патологическое развитие личности с выраженными расстройствами поведения и социальной адаптации...». Не могут направляться на санаторно-курортное лечение больные, требующие постоянного индивидуального ухода и страдающие психическими заболеваниями. Таким образом, из возможности санаторно-курортного лечения в целом исключена значительная часть детей-инвалидов с любыми диагнозами, характеризующимися умственной отсталостью и нарушениями психического развития – в том числе, дети с Синдромом Дауна, аутизмом, и пр. Тем не менее в нашей стране существуют успешные примеры организации летнего отдыха для детей-инвалидов даже этих категорий. Это в основном интеграционные лагеря или смены, которые организуются в отдельных субъектах Федерации в большинстве случаев - силами НКО – родительских организаций и энтузиастов-специалистов. При этом большая часть региональных некоммерческих организаций либо не получают совсем помощи со стороны госструктур, либо эта помощь мизерна по сравнению с теми затратами, которые они несут. В то же время, летний отдых этой категории детей можно организовывать как на базе санаторно-оздоровительного учреждения, так и на базе обыкновенного детского загородного лагеря. В целом отдых является частью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому предпочтительнее его проводить в интеграционном коллективе детей, аналогично процессу образования с учетом существующих приоритетов интеграции (инклюзии). 2. Организационные аспекты Организация летнего отдыха детей-инвалидов (в том числе в составе интеграционного лагеря) имеет свою специфику, в частности: 1. Необходима организация в составе лагерных занятий специальных программ (психолого-педагогических, социально-бытовой и средовой адаптации, иппотерапии, кинезотерапии и пр.), проведение которых должно обеспечиваться педагогами и специалистами, в настоящее время фактически подготовленными и работающими только в специализированных НКО; 2. Необходима организация сопровождения детей с инвалидностью в ходе проживания в лагере. В зависимости от тяжести состояния ребенка сопровождение может осуществляться на группу из 4-5 (по аналогии с нормативами образования – для сложной структуры дефекта), либо индивидуально (1 ребенок - 1 сопровождающий). Около 70 процентов детей нуждается в индивидуальном сопровождении. Функция сопровождающего: не заменять персонал (педагог, вожатый и пр.), а оказывать помощь в части компенсации недостаточно развитых функций ребенка для адаптации в ходе лагерной жизни. Сопровождающими могут быть не только специалисты, ими могут быть подготовленные волонтеры. 3. Необходимо предусмотреть наличие в лагерном фонде соответствующих помещений для проживания детей-инвалидов с сопровождением исходя из вышеуказанных принципов наряду с обычными помещениями для проживания здоровых сверстников и обеспечить доступность среды - пандусы, широкие проемы, асфальтированные дорожки и пр.), учесть другие специальные требования в зависимости от особенностей детей: например, в лагерях часто отсутствуют необходимые условия для проживания и ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые не могут передвигаться и обслуживать себя, в частности специально оборудованные санузлы, подъемники и пр. 4. Принцип интегративности – важнейший при организации лагерей. Ребенок с проблемами психического развития должен приобрести обычный опыт общения. Специалистам в лагере необходимо вместе с семьей осваивать нормальный социальный путь, обязательным условием и результатом которого должна быть интеграция такого ребенка в сообществе обычных сверстников – которые, в свою очередь, приобретают нравственный опыт позитивного общения с «необычными» сверстниками и способности к «социальному творчеству». Поистине спасительной является интегративность таких лагерей для семей, где есть и обычные, и «особые» дети. 5. Целесообразно соблюдать профильность организации смен или целевых заездов для детей-инвалидов со схожими проблемами с целью реализации специализированных программ при участии соответствующих профильных специалистов. Например, опорно-двигательные нарушения и нарушения интеллекта требуют специфически различных занятий, диабет и фенилкетонурии - соблюдения режимов питания и школы самоконтроля и пр. Количество летних лагерей с соответствующими условиями определяется количеством детей, нуждающихся в них, проживающих в данном субъекте федерации (в среднем примерно 1 на 1000 детей). Устранение препятствий, созданных новыми СанПиНами Принятый 2 года назад одиозный СанПиН 2.4.4.2605-10 делает невозможным проведение наименее затратных, но показавших самую высокую эффективность форм летнего отдыха семей, воспитывающих детей-инвалидов – палаточных лагерей, а также смешанных форм – стационарно-палаточных лагерей и фактически уничтожает этот вид летнего отдыха. Он исключает все возможности практического участия детей в действиях по обеспечению быта, которые являются важным элементом педагогического процесса. Требование СанПина «в турлагерь могут быть зачислены дети только 1-й и 2-й групп здоровья» полностью закрывает этот вид отдыха для детей с нарушениями развития. Рабочая группа ОП РФ подготовила поправки почти к 90% этих «Требований»; но никаких изменений в СанПины до сих пор не внесены. Необходимо срочное изменение СанПиНа в рамках требований, отвечающих целям таких лагерей и здравому смыслу. 3. Позитивный опыт и принципы финансирования Сегодня серьезный многолетний опыт проведения интеграционных лагерей накоплен в социально-ориентированных НКО (общественных организациях, родительских ассоциациях и пр.). В качестве примера можно привести интеграционные лагеря, проводимые Центром лечебной педагогики (Москва) на Валдае, АРДИ «Свет» (Владимирская обл.), НООПРДиМ «Верас» (Нижний Новгород), специализированные лагеря «Наш Солнечный мир», «Живая нить» (Москва) с включением занятий иппотерапией и психолого-коррекционной работы. В большинстве случаев финансирование таких лагерей происходит за счет самих организаций, на спонсорские деньги. В каких-то из лагерей за отдых детей с инвалидностью платят родители. Благодаря тому, что в последние годы все более активно развивается механизм поддержки социально ориентированных НКО на конкурсной основе через региональные или федеральные субсидии, часть наиболее успешных проектов организации интеграционных лагерей была поддержана бюджетными средствами. Так, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2009-2011 годах финансировал такого рода проекты. Эту инициативу следует развивать и дальше. В рамках Программы поддержки СО НКО, осуществляемой Министерством экономического развития РФ, в 2011 году было выделено 600 млн рублей на поддержку региональных программ поддержки в 49 субъектах федерации. В свою очередь, в этих субъектах были в том числе поддержаны проекты СО НКО по организации летнего отдыха детей-инвалидов. В настоящее время средства для продолжение регионального компонента программы в 2013-2014 годах не выделены. Целесообразно было бы продолжить выделение средств на столь полезную, эффективную деятельность. Предлагается направить на эти цели часть или все дополнительные средства (2 млрд рублей), дополнительно выделенные в этом году на поддержку НКО. В то же время есть и примеры успешных партнерских проектов, осуществляемых совместно НКО и органами власти субъектов РФ. В Санкт-Петербурге летний отдых детей-инвалидов проводится на указанных выше принципах за счет бюджетных средств и в соответствии с региональной нормативно-правовой базой. При этом услуги по организации специализированных программ и занятий, формированию групп/смен, привлечению специалистов заказываются у профильных НКО (прежде всего, ГАООРДИ, Санкт-Петербург), которые также принимают участие и в определении требований к принимающим детей-инвалидов учреждениям летнего отдыха любого типа. Например, требований к наличию условий для реализации сопровождения - группового или индивидуального, созданию инфраструктуры для колясочников - столовая, помещения для занятий, кружков на первом этаже, наличию отдельного пищеблока для целиакии, организации диетического питания для фенилкетонурии, диабета, специальные условия для незрячих и слабовидящих и т.д. В период с 2004 по 2007 годы Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» на базе бывшего оздоровительного лагеря (принадлежавшего ранее крупному предприятию ГАЗ) проводила оздоровительные летние смены для детей–инвалидов и их родителей из г. Нижнего Новгорода и области, привлекая финансирование в форме субсидий и пожертвований в сотрудничестве с Министерством социальной политики Нижегородской области. По инициативе НРООПДиМ «Верас» данный лагерь стал действовать круглогодично и стал учреждением Министерства социальной политики Нижегородской области. Путевки на оздоровительные социально–реабилитационные смены в данный центр выделяются как в летний период, так и в течение всего года через территориальные органы соцзащиты и НКО (профильные смены). Путевки получают бесплатно семьи, воспитывающие детей–инвалидов, включая как самого ребенка–инвалида, так и его братьев и сестер, родителей (опекунов). Следует изучить имеющийся передовой региональный опыт и рекомендовать его к внедрению в других регионах. Очевидно, что исполнение предложенных решений потребует адаптации инфраструктуры существующих учреждений летнего отдыха для нужд детей-инвалидов, затрат на их частичную реконструкцию, обучение специалистов и волонтеров и пр. Пока государственная инфраструктура еще не создана, необходимо поддержать проведение лагерей профильными НКО одним из следующих способов: – финансированием «путевок» для детей-инвалидов в лагеря, организуемые НКО – с учетом требуемого индивидуального/группового сопровождения, специальных занятий и программ; – распространением на организацию летнего отдыха детей с нарушениями развития механизма госзакупок с размещением госзаказа, в том числе, в соответствующих НКО; – созданием целевых сертификатов для организации летнего отдыха семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в том числе – детей-инвалидов. Государственные программы в социальной сфере должны учитывать организацию летнего отдыха и охватывать его развитие, как в государственном, так и в негосударственном секторах. Возможно, было бы целесообразно принять специальную программу по детям-инвалидам в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017, предусматривающую, в частности, организацию их летнего отдыха на вышеуказанных принципах.

selena: Благодарность от Елены Тополевой Дорогие коллеги! Хочу поблагодарить всех, кто помог мне подготовить выступление, посвященное летнему отдыху детей с ограниченными возможностями здоровья на встрече с президентом 7 августа. Выступить мне удалось, несмотря на то, что до меня говорили очень многие министры, руководители лагерей и т.д., причем говорили долго, и президент успел заскучать. Но на моем выступлении он проснулся и очень заинтересовался. Реагировал живо, благодарил за то, что я такую важную тему подняла. Времени у меня было немного, так что я не смогла озвучить все, что вы мне прислали, но все же постаралась сказать основное, а остальное передала в Экспертное управление АП РФ. (Тезисы в предыдущем посте) Вот тут можно посмотреть стенограмму: http://президент.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/16159. Елена Тополева

selena: Поручение ВВП по итогам встречи по детскому отдыху



полная версия страницы