Форум » Зарубежный опыт » Опыт Финляндии - материалы от Г.Ф.Григорьевой (Карелия) » Ответить

Опыт Финляндии - материалы от Г.Ф.Григорьевой (Карелия)

selena: Здесь перевод Закона о защите детей - Финляндия http://zalil.ru/32546253 Далее - Комментарии Григорьевой Г.Ф. 1 Как называется орган? В каждом муниципалитете есть орган, отвечающий за социальное обеспечение. В Законе о социальном благосостоянии (710/1982) есть понятие (муниципальный орган власти, отвечающий за оказание социальных услуг) В каждом отдельном муниципалитете этот орган называется по разному, например, комитет по социальному обеспечению или социальное бюро. В нем есть структурные подразделения, отвечающие за социальную защиту детей (муниципальные социальные работники) 2.Кто входит в социальную комиссию? Социальная комиссия: это депутаты Совета. До принятия закона «О социальной защите детей»(2007) социальная комиссия принимала важные решения со социальной защите детей, включая индивидуальные случаи. Социальной комиссией решался вопрос о переселении ребенка в приют или замещающую семью. Переселение (фин.термин), у нас – изъятие, устройство. В Финляндии нет процедуры лишения родительских прав. 2.Кто принимает решение? Новый Закон о ЗД (2007) передал эти полномочия органу, отвечающему за организацию социальных услуг в муниципалитете. Согласно закону, раздел 11 «В каждом муниципалитете исполнение функций в сфере социальной защиты детей возлагается на орган, о котором идет речь в разделе 6(1) Акта о социальном благосостоянии (710/1982) (муниципальный орган власти, отвечающий за оказание социальных услуг). Занимаясь организацией работы органов и учреждений системы социальной защиты детей, муниципальный орган, отвечающий за оказание социальных услуг, должен сотрудничать с различными муниципальными административными органами, другими органами государственной власти, другими муниципалитетами, муниципальными управлениями и другими организациями и учреждениями, работающими в сфере социального обслуживания населения, с целью организации эффективных и необходимых услуг, и поддержании надлежащего уровня экспертных знаний в рамках муниципалитета. Решение по вопросам социального обеспечения и защиты детей принимается муниципальным должностным лицом, назначенным для руководства работой социальных служб в соответствии с муниципальными нормативными положениями, который отвечает квалификационным требованиям в соответствии с разделом 10(1) Акта о квалификационных требованиях к специалистам, работающим в сфере социальной защиты (272/2005). Согласно закону «муниципальное должностное лицо, осуществляющее руководство работой социальных служб, может также уполномочить принимать соответствующие решения другое муниципальное должностное лицо, которое должно отвечать квалификационным требованиям того же Акта. Этим лицом не может быть социальный работник, занимающийся индивидуальным сопровождением ребенка. Для осуществления индивидуального сопровождения ребенка, нуждающегося в социальной защите, назначается социальный работник, ответственный за индивидуальное сопровождение ребенка. Социальный работник, занимающийся индивидуальным сопровождением ребенка, должен иметь профессиональную квалификацию социального работника в соответствии с разделом 3 Акта о квалификационных требованиях к специалистам, работающим в сфере социальной защиты. 3. Когда начинается работа с ребенком и семьей? Работа с ребенком начинается с момента открытия на него личного дела как клиента службы социальной защиты. Социальный работник, осуществляющий индивидуальное сопровождение ребенка, обязан изучить ситуацию и положение ребенка в течении трех месяцев. После завершения расследования лицо, на попечении которого находится ребенок, и сам ребенок должны быть уведомлены о продолжении работы с ребенком как клиентом социальной службы. Соответствующим образом уведомление также должно быть направлено и в том случае, если работа с ребенком прекращается с учетом положений, изложенных в разделе 11 Акта о статусе и правах клиентов службы социальной защиты. Работа с ребенком как с клиентом социальной службы прекращается, если проведенное расследование не выявило причин для принятия мер по социальной защите ребенка. Закон о Защите детей, Глава 5 – Ребенок как клиент службы по социальной защите детей В случае необходимости муниципалитет, где проживает ребенок после переезда, обязан незамедлительно получить любые документы о ребенке, которые необходимы для проведения оценки потребности ребенка в услугах социальной защиты или оказания таких услуг. Муниципалитет, где проживает ребенок после переезда, должен продолжить проведение оценки или оказание услуг по социальной защите ребенка. (6) В дополнение к положениям, касающимся права на добровольное предоставление информации полиции, содержащимся в разделе 18(3) Акта о статусе и правах клиентов службы социальной защиты (812/2000), и независимо от нормативных требований относительно конфиденциальности, органы и учреждения системы социальной защиты детей обязаны уведомлять полицию о всех случаях, когда есть достаточные основания подозревать, что в том окружении, в котором воспитывается ребенок, он подвергся действиям, наказуемым согласно статьям 20 и 21 Уголовного кодекса (39/1889), предусматривающим максимальное наказание в виде, по крайней мере, двухлетнего тюремного заключения. Раздел 26 – Открытие личного дела на ребенка, нуждающегося в социальной защите, и начало работы с ним как клиентом социальной службы (1) Личное дело на ребенка, нуждающегося в социальной защите, заводится при приеме заявления, или когда социальный работник или другой сотрудник службы социальной защиты детей получает уведомление согласно разделу 25, а также когда ему становится известно каким-то иным образом о ребенке, который может нуждаться в социальной защите. (2) Как только заводится личное дело на ребенка, нуждающегося в социальной защите, социальный работник или другой сотрудник службы социальной защиты детей обязан незамедлительно провести оценку возможной неотложной необходимости в социальной защите ребенка. Помимо этого, не позднее, чем через семь дней после получения уведомления или другого сообщения, социальный работник должен принять решение либо о необходимости проведения оценки потребности ребенка в социальной защите на основании полученной информации в соответствии с разделом 27, либо об отсутствии в этом необходимости в связи с тем, что характер полученного уведомления не требует принятия таких мер. (3) Работа с ребенком как с клиентом социальной службы начинается после открытия на него личного дела согласно процедуре, описанной в подразделе 1, когда принимаются незамедлительные меры по его защите, или когда принимается решение о проведении оценки потребности ребенка в социальной защите в соответствии с разделом 27. Социальный работник обязан сделать запись в документах по делу, открытому на ребенка, относительно начала работы с ребенком как с клиентом социальной службы сообщить об этом лицу, на попечении которого находится ребенок, и самому ребенку, уделяя при этом, тем не менее, должное внимание положениям раздела 11 Акта о статусе и правах клиентов службы социальной защиты. Если ребенок или его семья не являются клиентами, то профилактические услуги в сфере социальной защиты детей могут включать оказание специальной помощи различными муниципальными учреждениями, например услуги, предоставляемые в перенатальных клиниках, детских и других медицинских центрах, учреждениях дневного ухода за детьми (ДОУ в РФ), образовательные услуги и работа с молодежью. 4. Кто утверждает план работы с клиентом? Индивидуальный план работы с ребенком как клиентом социальной службы административно не утверждается. Обязанность составления плана – это требование закона в отношении каждого ребенка, если он является клиентом. План является информацией о надлежащих действиях в интересах ребенка и эта информация заносится в личное дело ребенка-клиента социальной защиты. План составляется СР по сопровождению вместе с ребенком и его попечителем, обсуждается с клиентом и корректируется по закону не реже 1 раз в год. На практике план составляется и подписывается СР по сопровождению, родителем(попечителем) и ребенком. Цели в плане ставятся не для СР, а для клиента. СР на основе предоставления услуг, способствует развитию ресурсов и возможностей данного клиента, решению социальных проблем. По итогам выполнения плана клиент дает оценку выполнения плана на основе обратной связи. Например, подросток с девиантным поведением, отвечает на анкету с вопросами: что изменилось для него дома, в школе и в свободное время (как изменился его досуг). Родитель и СР по сопровождению отвечают на анкету: как способствовали, поддерживали и как они поощряют позитивные изменения, которые происходят с подростком. Вся информация по мониторингу заносится в личное дело ребенка как клиента. Согласно раздела «Документация» Закона о ЗД социальные работники, работающие в сфере защиты детей, обязаны вносить в документы по личному делу, открытому на ребенка или молодого человека, всю информацию, касающуюся осуществления необходимых мер по социальной защите ребенка, начиная с открытия личного дела на ребенка как клиента службы социальной защиты, а также всю информацию, необходимую в целях планирования надлежащих действий, их осуществления и мониторинга Закон о защите детей Финляндии, Раздел 30 – План работы с ребенком как клиентом социальной службы (1) Необходимо составлять план работы с каждым ребенком, являющимся клиентом социальной службы, за исключением случаев, когда отношения с ребенком как клиентом социальной службы прекращаются после проведения оценки его потребности в социальной защите, или когда отношения с ребенком носят рекомендательный характер или характер временного наставничества. (2) План работы с ребенком должен составляться и рассматриваться с участием ребенка и лица, на попечении которого находится ребенок, и в случае необходимости, другого законного представителя ребенка, родителя, другого лица, ответственного за воспитание и уход за ребенком, или лица, близкого к ребенку, а также любой другой стороны, имеющей близкое отношение к воспитанию ребенка, за исключением случаев, когда существуют обстоятельства, явно препятствующие этому. План работы с ребенком должен включать описание конкретных обстоятельств и вопросов, которые план призван решить, описание потребностей ребенка и его семьи в поддержке, услугах и других мерах содействия, с помощью которых предполагается удовлетворить потребности клиента в помощи, а также приблизительные сроки достижения поставленных задач. План работы также должен включать любое расходящееся с большинством мнение участвующих сторон относительно потребности в помощи и поддержке и оказания услуг и других мер поддержки. План работы должен пересматриваться по мере необходимости и, по крайней мере, один раз в год. (3) План работы с ребенком, взятым под опеку, должен также включать описание целей и задач замещающего ухода и мер по оказанию особой поддержки и помощи ребенку, его родителям, лицам, лиц, на попечении которых находится ребенок, а также другим лицам, ответственным за воспитание и уход за ребенком. В плане также должны быть указаны возможные пути и способы установления контакта с ребенком и создания атмосферы сотрудничества между родителями ребенка и другими лицами, близкими к ребенку, а также того, каким образом одновременно с этим следует принимать во внимание необходимость воссоединения ребенка с семьей, исходя из наилучших интересов ребенка. Также должен составляться отдельный план по оказанию поддержки тем родителям, чей ребенок был взят под опеку, за исключением случаев, когда это признается нецелесообразным. В случае необходимости такой план составляется в сотрудничестве с другими учреждениями социальной защиты и здравоохранения, такими как службы по оказанию помощи лицам, страдающим от алкоголизма и наркомании и психиатрические службы. (4) План работы с ребенком или молодым человеком как клиентом социальной службы в период их пост-интернатной адаптации должен включать описание целей и задач пост-интернатной адаптации и мер по оказанию особой поддержки и помощи ребенку или молодому человеку, родителям ребенка, лицам, на попечении которых находится ребенок, а также другим лицам, ответственным за воспитание и уход за ребенком. (5) В случае необходимости в дополнение к плану работы с ребенком как клиентом социальной службы должен составляться отдельный план по его воспитанию и уходу. 4.Виды социальной поддержки Раздел 36 – Другие виды социальной поддержки в предоставлении «открытого ухода» (open care) за ребенком Помимо таких социальных услуг как дневной уход за ребенком(ДОУ в РФ) и оказание помощи на дому, о которых идет речь в разделах 17(1)и 17(2) Акта о социальном благосостоянии, а также социальная помощь и профилактическая социальная помощь согласно Акту о социальной помощи (1412/1997), муниципальный орган, отвечающий за предоставление социальных услуг, обязан по мере необходимости организовывать следующие виды социальной поддержки в предоставлении «открытого ухода» (open care) за ребенком, уделяя при этом должное внимание плану работы с ребенком как клиентом социальной службы, составленном исходя из потребностей ребенка и его семьи в надлежащей поддержке: 1) поддержка в изучении создавшейся проблемной ситуации с ребенком и его семьей; 2) финансовая и другая поддержка в школьном обучении ребенка, приобретении им профессиональных навыков, получении жилья, поиске работы, досуговых мероприятиях, поддержании близких отношений с другими людьми и удовлетворении других личных потребностей; 3) определение лица или семьи, оказывающей поддержку; 4) услуги по уходу за ребенком и терапевтические услуги, содействующие реабилитации ребенка; 5) работа с семьей; 6) предоставление всем членам семьи стационарного или альтернативного семейного ухода (см. раздел 37); 7) проведение мероприятий в рамках группы ровесников; 8) проведение праздничных и досуговых мероприятий; a также 9) другие услуги и дополнительные меры по поддержке ребенка и его семьи. Раздел 19 – Плата за услуги, предоставляемые клиентам социальных служб Оплата за услуги в сфере социального обеспечения и защиты детей осуществляется в соответствии с положениями Акта об оплате за услуги в сфере социальной защиты и здравоохранения (734/1992). 6.Основное отличие российского подхода в законодательстве от европейского, основанного на Конвенции о правах детей. В Финляндии вся работа служб социальной защиты детей должна быть направлена на предотвращение возникновения проблем в семье и проблем, связанных с воспитанием ребенка в семье, а в случае их выявления - на вмешательство в ситуацию в семье на достаточно раннем этапе. В обсуждаемом проекте закона необходимые меры принимаются в семьях, находящихся в ТЖС, т.е. когда уже произошло накопление проблем, а не предотвращение возникновения ТЖС. В обсуждаемом проекте закона профилактические меры только декларируются, а не являются обязанностью специалистов социальной защиты. На практике специалисты, работающие на «территории ребенка» использует методику «Зоны тревожности (обеспокоенности за ребенка)», которая имеет 4 уровня тревожности. Задача специалистов работать на самом раннем уровне обеспокоенности за ребенка. Службы социальной защиты детей Финляндии обязаны обеспечить соответствующей поддержкой родителей, лиц, на попечении которых находится ребенок, и других лиц, на которых возложена ответственность за воспитание ребенка и уход за ним, посредством предоставления им надлежащих услуг и помощи.

Ответов - 2

selena: Еще из опыта Финляндии - от С.Бейлензон, "Дорога в мир", Москва [url=http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/zarop/finland/page4/] Хаависто Кари Социальное обеспечение как компонент социальной защиты в Финляндии Законодательство Финляндии гарантирует каждому лицу, постоянно проживающему на территории страны, основные экономические, социаль¬ные, а также образовательные права. Обеспечивать соблюдение этих прав должны органы государственного управления - как центральное прави¬тельство, так и органы местного самоуправления. С точки зрения социаль¬ной политики право на всеобъемлющую социальную защиту является од¬ним из основополагающих прав гражданина. Социальная защита включает пенсию и другие виды гарантии получения дохода, а также социальное обеспечение. Система социальной защиты в Финляндии, одним из компонентов которой является социальное обеспечение, строится на скандинавской модели социального государства. Основными характеристиками данной модели являются: принцип универсальности; преобладающая роль государственного сектора; финансирование за счет высокого налогообложения; закрепление прав граждан и резидентов страны в законодательстве; равноправное отношение ко всем лицам; относительно высокий уровень социальных пособий. Все члены общества имеют законное право па социальное обеспечение в соответствии со своими потребностями. Соблюдение принципа универсаль¬ности является необходимым условием повышения уровня равноправия в обществе. Кроме того, целесообразным с экономической точки зрения реше¬нием является включение всех граждан страны в сферу услуг социального обеспечения и перераспределения доходов. Государство играет довольно большую роль в установлении основ¬ных принципов системы социального обеспечения и обеспечении их со¬блюдения. Однако организация работы подразделений данной системы осуществляется в основном на местном уровне - в муниципалитетах. Именно социальное обеспечение, предоставляемое муниципалитетами, является ключевым элементом системы социальной защиты в скандинав¬ской модели. Данный сектор финансируется в первую очередь из налого¬вых средств, собранных государством и органами местного самоуправле¬ния. Общим принципом законодательства в отношении социального обес¬печения и его практической реализации является равенство людей и то, что все они обладают равными правами па получение одних и тех же услуг, вне зависимости от их экономического и социального статуса. Благодаря обще¬ственному контролю и применению принципа равенства в Финляндии прак-тически отсутствуют региональные различия в отношении качества или степени доступности социальных услуг. В скандинавской модели благосос¬тояние граждан страны поддерживается не только при помощи социальных услуг и услуг здравоохранения, но и посредством выплаты довольно значи¬тельных по размеру пособий по социальному обеспечению. Социальное обеспечение в Финляндии включает в себя социальные услуги, а в особых случаях и материальную поддержку. Вся служба социальной защиты и часть данной деятельности финансируется в Финляндии из местных бюджетов. Различные функции системы социального обеспечения Целью муниципальных служб социального обеспечения является удовлетворение нужд и потребностей всех групп населения путем предос¬тавления им достаточного количества высококачественных услуг. Предос¬тавляемые услуги классифицируются либо в зависимости от определен¬ных целевых групп, либо в качестве услуг общего характера, предостав¬ляемых всему населению. Ниже следует описание функций различных типов социального обеспечения, предоставляемого гражданам на различ¬ных этапах их жизни, т.е. определенным целевым группам. Описание ус¬луг, не ориентированных ни на одну из существующих целевых групп, приводится вместе с описанием наиболее крупной группы населения, по¬лучающей такую услугу. Функцией социального обеспечения, рассматри¬ваемой в первую очередь, является социальная работа, поскольку именно социальная работа обеспечивает социальную деятельность на уровне му¬ниципалитетов в целом, а также ведется во благо всех групп населения. Социальная работа Социальная работа заключается в осуществлении квалифицированными социальными служащими консультирования и расследования причин соци¬альных проблем. В Финляндии квалифицированный социальный служащий должен обладать дипломом о высшем образовании (выдаваемым по истече¬нии 5-6-летнего периода учебы). Услуги могут предоставляться отельному гражданину, семье или всему местному сообществу. Работа в местных сооб¬ществах является одним из типов социальной работы. Социальная работа на уровне муниципалитетов направлена как на поддержание общего уровня бла¬госостояния на территории муниципалитета, так и на оказание помощи граж¬данам и семьям, находящимся в наиболее сложном положении. Социальные работники получают информацию о наиболее распространенных социальных проблемах населения муниципалитета, а также о формах, в которых такие проблемы выражаются. В системе социальной работы население также полу¬чает консультации в отношении услуг других секторов, которые могут быть им предоставлены. Сегодня система социальной работы ставит своей целью не только устранение проблем отдельных граждан и семей, не только облегчение положения граждан, но и воздействие на причины возникновения таких проблем. Все большее внимание уделяется положению человека в целом, а также его или ее способности влиять на поведение окружающих. Поддержка центров дневного ухода за маленькими детьми Система дневного ухода за детьми в Финляндии очень хорошо раз¬вита. Вес дети дошкольного возраста имеют индивидуальное право на дневной уход и дошкольное образование, предоставляемое в центрах дневного ухода за детьми. Каждый ребенок имеет право на получение места в муниципальном центре дневного ухода за детьми или, в качестве альтернативы, на получение финансовой поддержки для организации ухо¬да за ним в частном центре дневного ухода за детьми. Родители ребенка в возрасте до 3 лет имеют право на пособие по уходу за ребенком в случае, если уход за таким ребенком осуществляется по месту жительства семьи. Социальное обеспечение детей Первичной целью системы социального обеспечения детей является оказание воздействия на среду, в которой растет ребенок, и оказание по¬мощи родителям в воспитании детей. Службы социального обеспечения и другие муниципальные органы должны в качестве профилактики вести деятельность в области улучшения условий, в которых растут проживаю¬щие па территории муниципалитета дети и подростки, а также устранять существующие недостатки. Перечень направленных на отдельные семьи и на отдельных детей социальных услуг включает в себя оказание помощи в конкретных случаях, взятие детей под надзор и обеспечение их опекой, а также последующий уход и надзор. Принципы социального обеспечения детей закреплены в Законе о социальном обеспечении детей. Услуги, предоставляемые инвалидам Целью вступившего в силу в 1988 году Закона об услугах и помощи инвалидам является поддержка независимого образа жизни инвалидов и создание для них равных с другими гражданами возможностей. Среди предоставляемых инвалидам услуг можно назвать курсы адаптации и реабилитационные консультации, транспортные услуги лицам с серьезными физическими недостатками, предоставление жилья, личная помощь и ус¬луги переводчика для лиц, страдающих глухотой и слепотой, а также для лиц с серьезными нарушениями слуха или речи. Инвалидам также возме¬щается стоимость соответствующей реконструкции их жилья, а также приобретенного ими оборудования и приспособлений, если такая реконст¬рукция, оборудование или приспособления необходимы для обеспечения независимого образа жизни инвалида. Материальная поддержка (социальная помощь) Материальная поддержка - это финансовая помощь, оказываемая служ¬бой социального обеспечения в качестве последнего средства в целях обеспе¬чения жизни гражданина или семьи и стимулирования их к самостоятельному заработку. Гражданин имеет право на получение материальной поддержки в случае, когда он или она не в состоянии зарабатывать средства на жизнь по¬средством выполнения оплачиваемой или другой работы, так называемый первичный метод материальной поддержки. Конкретная форма оказания ма¬териальной поддержки и ее размеры, а также другие основания для получения материальной поддержки описаны в отдельном Законе и Постановлении ор¬ганов исполнительной власти.

selena: Продолжение Лаине Терхи Социальное законодательство и социальные службы - с точки зрения социального обеспечения детей Закон о социальном обеспечении детей (683/1983) Введение Акт о социальном обеспечении и защите детей является частью за¬конодательства о специальных правах детей и служит своего рода сводом норм или руководством для служащих социальной сферы, которые долж¬ны заниматься обеспечением благосостояния детей отдельно от других вопросов и проблем семьи. До 1983 года было принято считать, что ребе¬нок и его родители составляют единое целое, т.е. семью, и это означает, что права детей и их родителей сходны. Сегодня же мы говорим не только о политике в области семьи, но и о специфической политике в отношении детей. Акт о социальном обеспечении детей в Финляндии применяется в от¬ношении детей и подростков в возрасте до 18 лет, а также молодых людей в возрасте до 21 года, опека над которыми осуществлялась до достижения ими 18-летнего возраста. Акт о социальном обеспечении детей в Финляндии может быть подраз¬делен на три содержательные части: Каждый ребенок должен иметь право на определенную среду воспи¬тания, не ограничивающую его прав (макроуровень); Услуги общего характера наиболее важны в случаях, когда возникает вопрос о безопасности ребенка (уровень услуг, политика в области семьи). Существует возможность помещения ребенка под опеку (индиви¬дуальный уровень). Уровень политики в целом/макро уровень Содействие росту и воспитанию ребенка и поддержка в получении им образования. Совет по социальному обеспечению и другие местные органы власти должны следить за средой, в которой растут и воспитываются дети, и оказы¬вать на них воздействие, а также устранять различные недостатки такой среды и предотвращать их появление. Термин «защита ребенка» может толковаться очень широко. Условия жизни детей и подростков входят в понятие «защита ребенка». Должны учи¬тываться такие факторы как тип жилых домов в отдельных городах и кварта¬лах (например, большое количество арендного жилья в одном районе или сочетание арендных и частных домов в другом районе). Социальная структура пригородов также должна быть разнообразной. Методы оказания воздействия на планирование и застройку приго¬родных районов складываются в политику, реализуемую во многих муни¬ципалитетах, что отражает высокую значимость жилищной политики в целом. Местные власти регулируют строительство в пригородных жилых зонах. Очевидно, что проживание в одной и той же местности людей разно¬го возраста обладает преимуществами. Контроль над делинквентностыо несовершеннолетних (правонарушениями и преступлениями, совершае¬мыми детьми и подростками) может осуществляться более эффективно и с меньшими затратами в условиях, в которых молодым сложнее формиро¬вать свои специфические субкультуры. Жизнь в пригородных районах должна быть социально активной. Говоря о безопасности и здоровой сре¬де, невозможно не затронуть такой аспект как дорожное движение. Неза¬грязненные районы безопасны для семей и в особенности для детей. Поли¬тика в сфере занятости является одним из способов стимулирования бла¬госостояния семей и условий жизни детей. Социальное обеспечение детей, ориентированное на семью Развитие системы услуг и оказание помощи родителям в воспитании детей. При планировании системы услуг (социальное обеспечение, здраво¬охранение, образование и другие услуги) следует обратить особое внима¬ние на нужды и пожелания детей и подростков. В школах и детских развлекательных центрах должны быть созданы соответствующие центры ухода за детьми. Необходимо обеспечить нали¬чие таких услуг для молодежи как досуговые центры (с квалифицирован¬ным персоналом для надзора за подростками). Социальные услуги и другие виды социальной поддержки Если потребность в социальном обеспечении ребенка вызвана несо¬ответствующим уровнем дохода семьи, плохими условиями жизни, отсут¬ствием жилья или сочетанием таких факторов, местные органы власти должны без промедления обеспечить семью соответствующей материаль¬ной поддержкой и устранить недостатки в се жилищных условиях в соот¬ветствии с потребностями такой семьи. Местные органы власти должны: [) Назначить социального работника или оказывающую поддержку семью, а также определить соответствующие методы поддержки; 2) Оказать ребенку или подростку поддержку в получении общего или профессионального образования, в трудоустройстве или поиске жилья, а также в поиске досуговых занятий и обеспечении других личных потребностей посредством оказания такому ребенку или подростку материальной или другой помощи. Представитель Совета по социальному обеспечению должен присут¬ствовать при рассмотрении Советом по образованию вопроса об исключе¬нии из школы ребенка, находящегося в возрасте, в отношении которого законодательством предусмотрено обязательное школьное образование. Социальный работник обязан присутствовать на предварительных или судебных слушаниях по обвинению несовершеннолетнего в противо¬правных действиях, за исключением случаев, когда присутствие такого представителя было сочтено необязательным. Благосостояние отдельного ребенка Взятие детей под надзор и обеспечение опеки над дегьми. Совет по социальным вопросам берет ребенка под надзор и обес¬печивает его/ее опекой. Эти меры предпринимаются в случаях, когда: здоровье или нормальное развитие ребенка находятся под угрозой в связи с отсутствием надлежащего ухода за ребенком дома; в связи с другими негативными условиями в семье; если ребенок ставит свое здоровье или нормальное развитие под угрозу, злоупотребляя опьяняющими веществами; при совершении ребенком противоправных действии (за исключением мелких правонарушений). Данные меры могут предприниматься, если другие методы поддержки ребенка (например, материальная поддержка, обеспечение жильем) не влияют на условия жизни ребенка положительным образом, и если опека признается в качестве максимально соответствующей интересам ребенка меры. В таких случаях социальные работники должны учитывать возраст и уровень развития ребенка, а также пожелания и мнение самого ребенка в отношении принимае-мых решений. Власти должны создать условия, чтобы дети, достигшие воз¬раста 12 лет, а также их родители могли доводить свои мнения и пожелания до сведения социальных работников. Если ребенок находится в одной из описанных выше опасных ситуа¬ций или по другим причинам нуждается в незамедлительной организации опеки над ним, Совет по социальному обеспечению может взять его под надзор без предоставления соответствующего решения для одобрения в административный суд провинции. Такое исключительное решение дейст¬вительно в течение 14 дней, если оно не принято в обычном судебном по¬рядке. При взятии ребенка под надзор Совет по социальному обеспечению должен получить полномочия в области принятия решений в отношении ухо¬да за таким ребенком, его воспитания, а также другими аспектами его благосостояния и условий проживания. Социальные работники должны сотрудни¬чать с родителями или опекунами ребенка. Опека - это обеспечение ухода и воспитания ребенка со стороны лиц, не являющихся его биологическими родителями. Опека может осу¬ществляться как в форме усыновления, так и в форме ухода по месту жи¬тельства. При взятии ребенка под опеку ему предоставляется право встре¬чаться со своими родителями и близкими ему людьми и поддерживать с ними отношения. Детскими учреждениями, подходящими для обеспече¬ния опеки над ребенком, могут быть детские дома, интернаты для подро¬стков и другие соответствующие организации. Социальные услуги для семей и детей Социальные услуги, предоставляемые семьям и детям, могут быть под¬разделены на три группы в зависимости от того, кто организует предоставле¬ние таких услуг. Социальные услуги могут предоставляться государственным сектором (муниципалитетами или государством), частным сектором или него¬сударственным сектором (неправительственные ассоциации и организации). При наступлении беременности женщинам рекомендуется посетить центр здоровья детей, оказывающий медицинскую и психологическую помощь, а также поддержку со стороны социальных работников. Ребенок может полу¬чать услуги центра здоровья детей до достижения им школьного возраста. Практически вес годовалые дети в Финляндии нуждаются в услугах но днев¬ному уходу, так как их матери работают. Дневной уход может осуществляться в муниципальных детских садах или в центрах системы семейного дневного ухода. Муниципальные детские сады также могут оказывать дополнительные услуги по социальному обеспечению детей для семей, находящихся в трудном положении. В школах работают психологи и социальные служащие, готовые оказать поддержку нуждающимся в ней ученикам. Для оказания социальных услуг подросткам в Финляндии работают специальные социальные служащие, работающие с молодежью. В городах существуют муниципальные центры социального обеспечения, являющиеся штаб-квартирами местных служб со¬циального обеспечения. Два подхода к социальной работе в Финляндии Рефлективная социальная работа В настоящее время социальная работа осуществляется в Финляндии на рефлективной основе. Это означает, что каждый социальный работник при¬нимает участие в исследовательском проекте. Этот опыт очень важен. Хоро¬шо подготовленный социальный работник должен быть, например, осведом¬лен о существующих теориях в области социального государства, социальных проблемах и основах социальной работы и должен сопоставлять свою собст¬венную работу с имеющимся опытом. Ни одна теория не является исчерпывающей. Много информации можно получить из реальных процессов, поэто¬му сотрудники социальных служб должны активно использовать свой и чу¬жой опыт и уметь критически относиться к теоретическим концепциям, на которых основана их работа. Социальная работа должна быть целостной. Со¬циальная работа - это интерактивный процесс, и для каждого человека необ¬ходимо находить особый подход, даже если сами проблемы являются типич¬ными для общества в целом. Мною были проведены собеседования с сотрудниками существующих в Финляндии приютов. Они описали свои профессиональные навыки в соответ¬ствии с полученным ими образованием и на основе своей ежедневной работы. Все согласились с тем, что социальному работнику необходимо обладать зна¬чительным жизненным и профессиональным опытом. Тесный контакт соци¬ального работника с клиентом - первое условие успеха в его деятельности. Социальные работники высказали мнение о том, что в понятие профессиона¬лизма входит правильное понимание цели работы (защита ребенка, профилак¬тика и борьба со злоупотреблением наркотическими веществами, а также ис¬коренение бытового насилия). Социальные работники считают необходимым иметь возможность последующей работы с детьми. Таким образом, основными методами работы являются собеседова¬ние, выслушивание рассказов о проблемах и взаимный поиск решений. Главный принцип - «каждый клиент индивидуален, и не существует одно¬го метода, пригодного для всех». Комплексный подход к профессиональному предоставлению социальных услуг Сегодня социальные проблемы характеризуются многоуровневостью и сложностью, поэтому особое значение придается организации социаль¬ных сетей. Осуществляя работу в сетях, социальные служащие получают опыт у профессионалов в других областях, например, у полицейских или у специалистов по работе с подростками. Сотрудничество представителей разных профессий может привести к созданию ранее не существовавшего ноу-хау, что способствовало бы предоставлению более качественных ус¬луг населению. Социальная работа с родителями несовершеннолетних Зачастую причиной недостаточного ухода за ребенком со стороны родителей являются их собственные проблемы. Наиболее часто такие проблемы заключаются в злоупотреблении алкоголем. Психические проблемы родителей также могут стать причиной недостатков в развитии и благополучии ребенка, О таких случаях становит¬ся известно патрульным полицейским, которые должны своевременно извещать о них социального работника, задачей которого, в свою очередь, является определение ре¬бенка в соответствующее детское учреждение или под опеку. Известны случаи, когда полицейским и социальным работником приходилось забирать ребенка у матери, ток как последняя была настолько тяжело умственно больна, что не могла обеспечивать соответствующего ухода за ребенком. В таких случаях мать отправляли в больницу, а ребенка определяли в детский дом. В случае выздоровления матери ей и ребенку раз¬решалось вернуться домой. В случае бытового насилия в задачи полиции входит задержание его от¬ца; роль же социального служащего состоит в том, чтобы остаться с матерью и детьми и оказать им первую психологическую помощь, а также обсудить способы защиты семьи от насилия в будущем. Сотрудники полиции должны затем вернуться для того, чтобы выяснить у матери обстоятельства проис¬шедшего и забрать социального работника. Иногда родители находятся в такой стадии опьянения, что не способны осуществлять уход за детьми. В таких случаях социальный работник должен при помощи патрульных полицейских забрать детей и поместить их в детский дом. Иногда также требуется обеспечить приют для матери и ее детей. Во всех случаях крайне необходимо, чтобы родители знали, куда обра¬щаться, если им потребуется помощь. Цель данной работы - помочь родителям понять, что осознать свои проблемы они могут при помощи службы социального обеспечения детей, и что они сами должны активно искать такой помощи. Социальная работа как разрешение кризисных ситуаций Типичным примером социальной работы является разрешение кризисных ситуаций. Социальные служащие встречаются с клиентами, переживающими различные виды личных кризисов, среди которых можно назвать несчастные случаи, употребление алкоголя и наркоти-ков ребенком, совершение им правонарушений и многие другие. Функ¬ция социального служащего состоит в оказании помощи клиенту в преодолении кризиса. Одним из примеров такой работы может быть приезд социального служащего в дом, где только что скончался один из членов семьи. Сообщения о таких случаях поступают от патрульно¬го полицейского, и социальный работник может приехать по названно¬му адресу, чтобы помочь членам семьи справиться с первым шоком. Дети и подростки - жертвы преступлений Не только малолетние преступники, но и несовершеннолетние жертвы преступлений нуждаются в помощи социальных работников во время следствия, поскольку они часто нуждаются в поддержке и защите, иногда даже от своих собственных родителей.



полная версия страницы