Форум » 18+ » Концепция полезной дневной занятости » Ответить

Концепция полезной дневной занятости

selena: Взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости людей трудоспособного возраста с серьезными нарушениями умственного и психического развития в контексте их жизнеустройства Концепция сформулирована группой родителей взрослых инвалидов, входящей в Межрегиональную общественную организацию помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «ДОРОГА В МИР» www.dorogavmir.ru www.russia-speciallife.org Отзывы и предложения просьба направлять координатору проектов МОО «Дорога в мир» Светлане Бейлезон e-mail: sveta_beilezon@mail.ru Тел. 8 (905) 733 20 88 Как известно, на Западе с середины 20-го века движущей силой в утверждении положи-тельного образа детей-инвалидов и отстаивании конституционных прав людей с ментальной ин-валидностью стали их родители: именно они вместе со специалистами находили адекватные формы социализации инвалидов - детей и взрослых. В настоящее время и в России многие родительские организации, а также родители, не входящие в подобные объединения, озабочены достойным будущим своих детей. Особенно остро стоит вопрос о повышении качества жизни детей-инвалидов, перешагнув-ших рубеж совершеннолетия и не имеющих в массовом порядке никаких перспектив социализа-ции, кроме интернирования в замкнутые структуры - психоневрологические интернаты (ПНИ). Ниже описан родительский взгляд на СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ людей трудоспособного возраста, имеющих серьезные нарушения умственного и психического развития, в контексте их жизнеустройства. Документ составлен на основе мнения значительной группы родителей, воспитавших с рождения своих детей с серьезной умственной инвалидностью и глубоко вникающих в нужды своих детей. Формулируемый подход касается той основной массы людей с умственной инва-лидностью, которая в современной России в ближайшие десятилетия не сможет найти себе применения в коммерческом, государственном и общественном секторе. Авторы Концепции обращают внимание государства на необходимость всемерной поддержки ответственного выбора родителей детей-инвалидов, принимающих своего ребенка в семью и готовых воспитать и ввести его в жизнь, несмотря ни на какие трудности. Родители взрослых людей с умственной инвалидностью - авторы Концепции заин-тересованы в привлечении к обсуждению ее содержания и отдельных позиций самого ши-рокого круга экспертов:  специалистов в области социальной реабилитации инвалидов из государственных и негосударственных организаций;  родителей людей с умственной инвалидностью;  педагогов, психологов, реабилитологов, инструкторов по труду;  руководителей и специалистов государственных министерств и ведомств социаль-ной защиты населения, образования, трудоустройства, здравоохранения, имущест-ва;  представителей законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов;  студентов и волонтеров;  руководителей и представителей бизнес-структур;  деятелей культуры и искусства;  представителей прессы и СМИ;  всех людей, заинтересованных в полноценном жизнеустройстве наших взрослых детей с умственной инвалидностью. Авторы рассчитывают на сотрудничество с экспертами Концепции для выработ-ки общей позиции, продвижения и воплощения на государственном и общественном уров-не идеи дневной занятости, полезной для людей трудоспособного возраста с серьезными нарушениями умственного и психического развития, воспитывающих их семей и всего гражданского общества. СОДЕРЖАНИЕ Часть I, вводная Расширение пространства социальной реабилитации инвалида: ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО  Простые расчеты, или Немного статистики  Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей  Самый безнадежный возраст для инвалида  Жизненные потребности человека  Потребности человека с нарушениями умственного и психического развития и особенности, осложняющие его взрослую жизнь Часть II Родительский взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости  Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей  Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития в полезной дневной занятости  Смысл и содержание работы наших взрослых детей в местах полезной дневной занятости  Разнообразие форм полезной дневной занятости  Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости инвалидов с умственными нарушениями  Как определить количественную потребность в дневной занятости людей с нарушениями умственного и психического развития  Как определить запрос и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и само-го инвалида  Как определить реальные потребности человека с инвалидностью для включения его в процесс полезной дневной занятости Часть III Полезный опыт Выводы Часть I, вводная Расширение пространства социальной реабилитации инвалида: ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО Простые расчеты, или Немного статистики В Германии считают, что 1 человек с умственной инвалидностью приходится примерно на 500 человек здорового населения. Можно предположить, что это соотношение актуально и для России. В таком случае в одной только Москве с официальной численностью населения 10, 562 млн. чел. подобных инвалидов должно быть около 20 000 человек. Значительную часть из этих людей составляют люди трудоспособного возраста. К их числу относятся и наши дети. Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей В тот невероятно сложный и тяжелый период жизни семьи, когда родители узнают об инва-лидности своего ребенка, они, как правило, встают перед выбором: отказаться от больного ре-бенка и сдать его в интернат на попечение государства - или оставить в семье, любить и растить, несмотря ни на какие трудности. Некоторые семьи однозначно делают выбор в пользу ребенка. Другие родители отчаиваются, опасаясь грядущих сложностей, огласки, материальных трудностей, и решаются воспользоваться такой гарантированной государством стационарной формой социальной защиты, как помещение ребенка в интернат. Однако ребенок с инвалидностью – это обычный ребенок, просто он болен. И родители – это самые главные люди в его жизни, как и в жизни любого малыша. Ребенку-инвалиду, как и любому другому ребенку, жизненно необходимы любящие родители, которых не заменит никакой квалифицированный и заботливый персонал. Поэтому мы считаем, что в тот ответственный момент, когда решается судьба ребенка-инвалида и всей его семьи, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ВЫБОР СЕМЬИ, готовой воспитывать своего ребенка дома. В настоящее время в основе любой российской государственной программы, касающейся людей с нарушениями развития, лежит положение о праве инвалидов на реабилитацию. Однако наши дети с серьезными нарушениями умственного плана, и тем более те, кто имеют множественные нарушения психофизического развития, как правило, не в состоянии достичь нормального уровня. В то же время наши дети, как граждане своей страны, имеют те же конституционные права на жизнь, образование, труд, социальную поддержку, что и все остальные граждане России. Права эти, как сказано в ст. 55 Основного закона России, «могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион-ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Мы, родители детей-инвалидов, полностью согласны с Конституцией РФ и убеждены в том, что жизнь наших детей с тяжелыми нарушениями умственного здоровья - это именно ЖИЗНЬ, как и у всех людей. Однако с учетом особенностей людей с серьезными нарушениями развития она должна быть особым образом организована. В таком случае первым необходимым шагом к поддержанию ответственного выбора семьи со стороны государства должно стать принятие КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ЖИЗ-НЕУСТРОЙСТВА людей с серьезными нарушениями развития. В основу концепции жизнеустройства следует положить организацию социальной жизни инвалида в соответствии с возрастными потребностями человека на трех этапах его жизни: - в детстве и юности; - в трудоспособном возрасте; - в старости. Самый безнадежный возраст для инвалида В настоящее время решение многочисленных проблем детства стало одной из приоритет-ных задач нашего государства. Повсеместный западный опыт, как и передовой российский, свидетельствует о том, что во благо ребенка, семьи и общества все дети должны воспитываться в семье и на самых ранних этапах жизни входить в общество. В отношении детей с инвалидностью в РФ эта тенденция находит отражение в постепенном развитии системы инклюзивного образования. В то же время люди трудоспособного, самого продуктивного в социальном отношении, возраста, имеющие серьезные нарушения умственного и психического развития, пока не имеют ровно никаких перспектив, кроме замкнутой жизни дома с родителями либо, до конца своей жизни, - в закрытой, оторванной от мира системе психоневрологических интернатов. Жизненные потребности человека Чтобы осмыслить и реально оценить жизненно важные потребности человека с умственны-ми нарушениями, целесообразно сначала определить основные социальные потребности здоро-вого человека. В самом общем виде они представлены 3 блоками: I. ОБЩЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОСТИ, СЕМЬЯ 1). Общение и дружеские связи; 2). Приобретение прочных привязанностей, создание собственной семьи, воспитание детей. II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ 1). формирование интересов и профессиональных приоритетов; 2). приобретение профессии; 3). получение оплачиваемой работы; 4). Установление распространенных социальных связей; Ш. КУЛЬТУРНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОСУГ И ОТДЫХ 1). поддержание физической формы; 2). Дальнейшее интеллектуальное и культурное развитие; 3). досуг и отдых. Потребности человека с нарушениями умственного и психического развития и особенности, осложняющие его взрослую жизнь Как показывает наша практика, в ту пору, когда наши дети с умственными нарушениями достигают совершеннолетия, они, как и другие люди, в большинстве случаев хотят дружить и мечтают о любви и семье, хотят быть нужными, полезными окружающим людям. Даже если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми. Кроме того, им нравятся посильное движение, занятия спортом; им нравится бывать на людях, в кафе, музее и театре, ходить в гости. Как и всем другим людям. Однако у человека с нарушениями умственного и психического развития в большинстве случаев: - нарушена логика, - он далеко не всегда способен сам знакомиться с людьми и поддерживать дружеские отно-шения, - часто у него нет мотивации к целенаправленным действиям, - он далеко не всегда способен сам планировать жизнь и отвечать за последствия своих по-ступков. Зачастую к этому добавляются нарушения поведения, неумение пользоваться речью, труд-ности или невозможность самообслуживания и самостоятельного передвижения. Лишь в редких случаях люди с серьезными нарушениями развития могут сами вести даже элемен-тарное хозяйство, планировать расходы, рационально тратить деньги. В связи с этим из I блока потребностей нашим детям лишь изредка доступны личная жизнь, создание семьи и рождение собственных детей. Однако их потребность в дружеских связях в определенной мере может быть удовлетворена. Рассматривая II блок потребностей, можно придти к выводу, что в массе своей наши дети не смогут найти себе применения на коммерческом, государственном либо общественном рынке труда и таким образом заработать на жизнь. При этом часть из них в состоянии полу-чить некоторые трудовые навыки и могут чувствовать себя занятыми и нужными. Особен-ностью такого труда становится тот факт, что в большинстве случаев он будет иметь в основном социальный характер, вследствие чего речь идет не о настоящем трудоустройст-ве, а об организации различных форм занятости, направленных на ЛИЧНОСТНОЕ И СО-ЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ взрослых людей с инвалидностью в контексте их жизнеустройства. В процессе подобной занятости люди с нарушениями умственного развития занимаются ПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА И ДАЖЕ НЕ ОКУПАЕМОСТЬ организационной части трудового процесса, но ПОСИЛЬНОЕ УЧАСТИЕ человека с инвалидностью в ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЕ и его личностное развитие. При таком подходе люди с инвалидностью вступают во взаимоотношения различного рода, работают рядом или в коллективе, дружат, что в какой-то мере компенсирует каждому из них отсутствие тех социальных связей, в которые естественным образом включен реально работающий здоровый взрослый. Потребности из III блока вполне могут быть удовлетворены на уровне, доступном для лю-дей с нарушениями развития. Ниже мы излагаем свой взгляд на то, каким образом можно удовлетворить потребности наших взрослых детей в личностном и социальном развитии, в чем мы видим смысл и содер-жание такого развития, в какой мере государство и общество могли бы помочь нам и нашим взрослым детям-инвалидам жить полной человеческой жизнью.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

Марьяна Соколова: Обещанный материал по мастерским во Франции. С ним знакомы коллеги из ЦЛП Москвы, Пскова, АРДИ "Свет": http://as2006.ru/upload/docs/ISATIS%20russ..rtf

murman: Спасибо, Марьяна! Очень полезный материал по Франции.

Марьяна Соколова: Мне он тоже кажется весьма интересным и достаточно актуальным . Кроме очевидных моментов, мне кажется, есть еще возможность адаптировать подобные подходы к нуждам ребят, которые по вине ПМПК (гипердиагностика) потеряли возможность чему-нибудь обучаться в интернатах соц.защиты. Такой промежуточный этап года на 2-3 для дальнейшей интеграции.

Светлана Бейлезон: Да, Марина, спасибо, механизм действительно интересный и (с высоты птичьего полета))) кажется достаточно понятным, прозрачным. Единственное НО - в том, что нашим производствам и сфере обслуживания при отсутствии системы сопровождения как таковой и дешевизне рабочей силы из мигрантского потока такие работники вряд ли нужны (ремарка: а почему, кстати, у нас так часто говорится о социальной ответственности именно бизнеса? а государственные организации и предприятия не должны ли трудоустраивать инвалидов у себя?). И еще - уже не "но", а дополнительный вопрос (моя вечная заунывная песнь...): хочется построить поливариантную схему общественно-полезной (т.е. полезной для ВСЕХ - и для человека с инвалидностью, и для его сообщества, и для родителей, и для окружающих) дневной занятости людей с ментальными и множественными нарушениями: от работы на общем рынке до социальных мастерских (желательно хотя бы с небольшой зарплатой) и дневных центров поддерживаемого развития (не досуга!) на базе местных сообществ. На днях, кстати, по следам беседы о псковском опыте я подсчитала (не претендую на оригинальность, но все же...), что официальная численность населения Москвы в 52-53 раза больше населения Пскова. Таким образом, в каждом районе Москвы надо обеспечить подобной занятостью человек по 30-50 (если не обсчиталась). Не так уж много, если они рассредоточатся по рабочим местам, социальным мастерским и дневным центрам.

Марьяна Соколова: Света, совершенно согласна с поливариативностью. Предложенный опыт - один из вариантов (не единственный) в общей "карте". К вопросу о социальной ответственности различных институтов. Здесь должно быть место всем, при безусловном доминировании государственной ответственности (нам все-таки ближе европейские схемы, не США). Но механизмы дожны быть прозрачны, зоны ответственности очевидны. Закон о квотировании не панацея, но он тоже должен работать, потому что решает не менее 40% проблем , если грамотный и работает. Кстати, сфера социальной помощи людям с инвалидностью во Франции, очень бюрократическая и многослойная, в ней тоже есть крайности и недостатки, которых хотелось бы избежать. Технологические решения ( я не о финансировании) в Швеции на голову выше, чем в Германии. Так что важно как мы синтезируем различный опыт и адаптируем его к нашим реалиям. По поводу 30-50 человек на район Москвы. Для нас политические заявления о децентрализации имеют очень важное значение. Если мы говорим о "ситуации инвалидности", то кроме непосредственной помощи специалистов в адрес человека и его семьи, возникает чрезвычайно важный аспект - местное сообщество. Это из темы - навести порядок у "себя дома". Если на муниципалитет "вешают" ответственность за решение социальных проблем, должны быть созданы инструменты: финансовые, институциональные и пр. Тогда можно планировать работу: программу по мастерским, социальному жилью и т.д., но при наличии - государственного стандарта и современной законодательной базы.

Светлана Бейлезон: Да, Марина, конечно, все это так. Мне хотелось бы составить жизненный маршрут для таких людей, как наши дети, а затем выявить потребности по пути следования, а после этого - посмотреть, как они удовлетворяются в разных вариантах в Европе. Мне кажется, что вопрос о государственных стандартах и законодательной базе - следующий после концепции жизнеустройства. Не может быть, что и ошибаюсь. Слышала многократно, что практика обычно предваряет рождение теории. Но наблюдала не единожды и то, как практика тормозится отсутствием картинки, внятной самим практикам. Будем думать дальше?



полная версия страницы