Форум » 18+ » Концепция полезной дневной занятости » Ответить

Концепция полезной дневной занятости

selena: Взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости людей трудоспособного возраста с серьезными нарушениями умственного и психического развития в контексте их жизнеустройства Концепция сформулирована группой родителей взрослых инвалидов, входящей в Межрегиональную общественную организацию помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «ДОРОГА В МИР» www.dorogavmir.ru www.russia-speciallife.org Отзывы и предложения просьба направлять координатору проектов МОО «Дорога в мир» Светлане Бейлезон e-mail: sveta_beilezon@mail.ru Тел. 8 (905) 733 20 88 Как известно, на Западе с середины 20-го века движущей силой в утверждении положи-тельного образа детей-инвалидов и отстаивании конституционных прав людей с ментальной ин-валидностью стали их родители: именно они вместе со специалистами находили адекватные формы социализации инвалидов - детей и взрослых. В настоящее время и в России многие родительские организации, а также родители, не входящие в подобные объединения, озабочены достойным будущим своих детей. Особенно остро стоит вопрос о повышении качества жизни детей-инвалидов, перешагнув-ших рубеж совершеннолетия и не имеющих в массовом порядке никаких перспектив социализа-ции, кроме интернирования в замкнутые структуры - психоневрологические интернаты (ПНИ). Ниже описан родительский взгляд на СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ людей трудоспособного возраста, имеющих серьезные нарушения умственного и психического развития, в контексте их жизнеустройства. Документ составлен на основе мнения значительной группы родителей, воспитавших с рождения своих детей с серьезной умственной инвалидностью и глубоко вникающих в нужды своих детей. Формулируемый подход касается той основной массы людей с умственной инва-лидностью, которая в современной России в ближайшие десятилетия не сможет найти себе применения в коммерческом, государственном и общественном секторе. Авторы Концепции обращают внимание государства на необходимость всемерной поддержки ответственного выбора родителей детей-инвалидов, принимающих своего ребенка в семью и готовых воспитать и ввести его в жизнь, несмотря ни на какие трудности. Родители взрослых людей с умственной инвалидностью - авторы Концепции заин-тересованы в привлечении к обсуждению ее содержания и отдельных позиций самого ши-рокого круга экспертов:  специалистов в области социальной реабилитации инвалидов из государственных и негосударственных организаций;  родителей людей с умственной инвалидностью;  педагогов, психологов, реабилитологов, инструкторов по труду;  руководителей и специалистов государственных министерств и ведомств социаль-ной защиты населения, образования, трудоустройства, здравоохранения, имущест-ва;  представителей законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов;  студентов и волонтеров;  руководителей и представителей бизнес-структур;  деятелей культуры и искусства;  представителей прессы и СМИ;  всех людей, заинтересованных в полноценном жизнеустройстве наших взрослых детей с умственной инвалидностью. Авторы рассчитывают на сотрудничество с экспертами Концепции для выработ-ки общей позиции, продвижения и воплощения на государственном и общественном уров-не идеи дневной занятости, полезной для людей трудоспособного возраста с серьезными нарушениями умственного и психического развития, воспитывающих их семей и всего гражданского общества. СОДЕРЖАНИЕ Часть I, вводная Расширение пространства социальной реабилитации инвалида: ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО  Простые расчеты, или Немного статистики  Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей  Самый безнадежный возраст для инвалида  Жизненные потребности человека  Потребности человека с нарушениями умственного и психического развития и особенности, осложняющие его взрослую жизнь Часть II Родительский взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости  Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей  Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития в полезной дневной занятости  Смысл и содержание работы наших взрослых детей в местах полезной дневной занятости  Разнообразие форм полезной дневной занятости  Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости инвалидов с умственными нарушениями  Как определить количественную потребность в дневной занятости людей с нарушениями умственного и психического развития  Как определить запрос и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и само-го инвалида  Как определить реальные потребности человека с инвалидностью для включения его в процесс полезной дневной занятости Часть III Полезный опыт Выводы Часть I, вводная Расширение пространства социальной реабилитации инвалида: ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО Простые расчеты, или Немного статистики В Германии считают, что 1 человек с умственной инвалидностью приходится примерно на 500 человек здорового населения. Можно предположить, что это соотношение актуально и для России. В таком случае в одной только Москве с официальной численностью населения 10, 562 млн. чел. подобных инвалидов должно быть около 20 000 человек. Значительную часть из этих людей составляют люди трудоспособного возраста. К их числу относятся и наши дети. Необходимость поддержки государством ответственного выбора родителей В тот невероятно сложный и тяжелый период жизни семьи, когда родители узнают об инва-лидности своего ребенка, они, как правило, встают перед выбором: отказаться от больного ре-бенка и сдать его в интернат на попечение государства - или оставить в семье, любить и растить, несмотря ни на какие трудности. Некоторые семьи однозначно делают выбор в пользу ребенка. Другие родители отчаиваются, опасаясь грядущих сложностей, огласки, материальных трудностей, и решаются воспользоваться такой гарантированной государством стационарной формой социальной защиты, как помещение ребенка в интернат. Однако ребенок с инвалидностью – это обычный ребенок, просто он болен. И родители – это самые главные люди в его жизни, как и в жизни любого малыша. Ребенку-инвалиду, как и любому другому ребенку, жизненно необходимы любящие родители, которых не заменит никакой квалифицированный и заботливый персонал. Поэтому мы считаем, что в тот ответственный момент, когда решается судьба ребенка-инвалида и всей его семьи, ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ВЫБОР СЕМЬИ, готовой воспитывать своего ребенка дома. В настоящее время в основе любой российской государственной программы, касающейся людей с нарушениями развития, лежит положение о праве инвалидов на реабилитацию. Однако наши дети с серьезными нарушениями умственного плана, и тем более те, кто имеют множественные нарушения психофизического развития, как правило, не в состоянии достичь нормального уровня. В то же время наши дети, как граждане своей страны, имеют те же конституционные права на жизнь, образование, труд, социальную поддержку, что и все остальные граждане России. Права эти, как сказано в ст. 55 Основного закона России, «могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион-ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Мы, родители детей-инвалидов, полностью согласны с Конституцией РФ и убеждены в том, что жизнь наших детей с тяжелыми нарушениями умственного здоровья - это именно ЖИЗНЬ, как и у всех людей. Однако с учетом особенностей людей с серьезными нарушениями развития она должна быть особым образом организована. В таком случае первым необходимым шагом к поддержанию ответственного выбора семьи со стороны государства должно стать принятие КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ЖИЗ-НЕУСТРОЙСТВА людей с серьезными нарушениями развития. В основу концепции жизнеустройства следует положить организацию социальной жизни инвалида в соответствии с возрастными потребностями человека на трех этапах его жизни: - в детстве и юности; - в трудоспособном возрасте; - в старости. Самый безнадежный возраст для инвалида В настоящее время решение многочисленных проблем детства стало одной из приоритет-ных задач нашего государства. Повсеместный западный опыт, как и передовой российский, свидетельствует о том, что во благо ребенка, семьи и общества все дети должны воспитываться в семье и на самых ранних этапах жизни входить в общество. В отношении детей с инвалидностью в РФ эта тенденция находит отражение в постепенном развитии системы инклюзивного образования. В то же время люди трудоспособного, самого продуктивного в социальном отношении, возраста, имеющие серьезные нарушения умственного и психического развития, пока не имеют ровно никаких перспектив, кроме замкнутой жизни дома с родителями либо, до конца своей жизни, - в закрытой, оторванной от мира системе психоневрологических интернатов. Жизненные потребности человека Чтобы осмыслить и реально оценить жизненно важные потребности человека с умственны-ми нарушениями, целесообразно сначала определить основные социальные потребности здоро-вого человека. В самом общем виде они представлены 3 блоками: I. ОБЩЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОСТИ, СЕМЬЯ 1). Общение и дружеские связи; 2). Приобретение прочных привязанностей, создание собственной семьи, воспитание детей. II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ 1). формирование интересов и профессиональных приоритетов; 2). приобретение профессии; 3). получение оплачиваемой работы; 4). Установление распространенных социальных связей; Ш. КУЛЬТУРНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОСУГ И ОТДЫХ 1). поддержание физической формы; 2). Дальнейшее интеллектуальное и культурное развитие; 3). досуг и отдых. Потребности человека с нарушениями умственного и психического развития и особенности, осложняющие его взрослую жизнь Как показывает наша практика, в ту пору, когда наши дети с умственными нарушениями достигают совершеннолетия, они, как и другие люди, в большинстве случаев хотят дружить и мечтают о любви и семье, хотят быть нужными, полезными окружающим людям. Даже если фактически они не могут зарабатывать на жизнь, они хотят чувствовать себя занятыми, работающими людьми. Кроме того, им нравятся посильное движение, занятия спортом; им нравится бывать на людях, в кафе, музее и театре, ходить в гости. Как и всем другим людям. Однако у человека с нарушениями умственного и психического развития в большинстве случаев: - нарушена логика, - он далеко не всегда способен сам знакомиться с людьми и поддерживать дружеские отно-шения, - часто у него нет мотивации к целенаправленным действиям, - он далеко не всегда способен сам планировать жизнь и отвечать за последствия своих по-ступков. Зачастую к этому добавляются нарушения поведения, неумение пользоваться речью, труд-ности или невозможность самообслуживания и самостоятельного передвижения. Лишь в редких случаях люди с серьезными нарушениями развития могут сами вести даже элемен-тарное хозяйство, планировать расходы, рационально тратить деньги. В связи с этим из I блока потребностей нашим детям лишь изредка доступны личная жизнь, создание семьи и рождение собственных детей. Однако их потребность в дружеских связях в определенной мере может быть удовлетворена. Рассматривая II блок потребностей, можно придти к выводу, что в массе своей наши дети не смогут найти себе применения на коммерческом, государственном либо общественном рынке труда и таким образом заработать на жизнь. При этом часть из них в состоянии полу-чить некоторые трудовые навыки и могут чувствовать себя занятыми и нужными. Особен-ностью такого труда становится тот факт, что в большинстве случаев он будет иметь в основном социальный характер, вследствие чего речь идет не о настоящем трудоустройст-ве, а об организации различных форм занятости, направленных на ЛИЧНОСТНОЕ И СО-ЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ взрослых людей с инвалидностью в контексте их жизнеустройства. В процессе подобной занятости люди с нарушениями умственного развития занимаются ПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА И ДАЖЕ НЕ ОКУПАЕМОСТЬ организационной части трудового процесса, но ПОСИЛЬНОЕ УЧАСТИЕ человека с инвалидностью в ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ РАБОТЕ и его личностное развитие. При таком подходе люди с инвалидностью вступают во взаимоотношения различного рода, работают рядом или в коллективе, дружат, что в какой-то мере компенсирует каждому из них отсутствие тех социальных связей, в которые естественным образом включен реально работающий здоровый взрослый. Потребности из III блока вполне могут быть удовлетворены на уровне, доступном для лю-дей с нарушениями развития. Ниже мы излагаем свой взгляд на то, каким образом можно удовлетворить потребности наших взрослых детей в личностном и социальном развитии, в чем мы видим смысл и содер-жание такого развития, в какой мере государство и общество могли бы помочь нам и нашим взрослым детям-инвалидам жить полной человеческой жизнью.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

selena: Часть II Родительский взгляд на смысл и содержание полезной дневной занятости людей с умственными нарушениями Эту часть наших рассуждений мы построили в форме опроса, предлагаемого сколь угодно широкой аудитории. Мы намеренно просим читателей оценить каждую из позиций нашего рассуждения: нам представляется, что так будет легче более точно определить собственную позицию и приступить к постановке общих задач. В фокусе нашего внимания следующие вопросы:  Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей  Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития в полезной дневной занятости  Смысл и содержание работы наших взрослых детей в местах полезной дневной занятости  Разнообразие форм полезной дневной занятости  Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости инвалидов с умственными нарушениями  Как определить количественную потребность в дневной занятости людей с нарушениями умственного и психического развития  Как определить запрос и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и самого инвалида  Как определить реальные потребности человека с инвалидностью для включения его в процесс полезной дневной занятости Социальная роль родителей детей-инвалидов и социальные потребности семей 1. Наши семьи, в составе которых есть дети и взрослые с нарушениями умственного и психического развития, - это обычные семьи, которые имеют право на обычную человеческую жизнь. Это касается и родителей, и самих детей с инвалидностью – как маленьких, так и взрослых. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 2. В то же время родители ребенка с инвалидностью имеют возможность на любом этапе жизни воспользоваться своим правом на такую гарантированную государством стационарную форму социальной поддержки, как интернат, и таким образом переложить моральную, физиче-скую и материальную ответственность за судьбу больного ребенка на государство. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 3. Мы считаем, что каждой семье, которая сделала ответственный выбор в пользу ребенка (по доброй воле воспитывает его дома и берет на себя полную ответственность и основной груз забот, связанных с его лечением, обучением и включением в жизнь), часть сэкономленных с ее помощью бюджетных средств должна быть возвращена в виде содействия и услуг. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Потребность взрослых людей с нарушениями умственного и психического развития в полезной дневной занятости 4. Одним из важнейших видов содействия нашим семьям может стать организация ПОЛЕЗ-НОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ наших взрослых детей с целью обеспечения УСЛОВИЙ ДЛЯ их ПОДДЕРЖИВАЕМОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Полезная дневная занятость даст, во-первых, возможность включить наших взрослых детей в доступную им социальную жизнь, а во-вторых, частично разгрузит нас, родителей: позволит работать, хоть немного заняться со-бой, своим здоровьем, полезными делами и т. п. Безусловно, расширение возможностей детей и родителей послужит и укреплению наших семей. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 5. Специальные условия для поддерживаемого социального развития взрослых инвалидов должны быть созданы в учреждениях (центрах, группах) ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ СЕМЬИ, потому что инвалиды с нарушениями умственного и психического развития во многих случаях неспособны передвигаться по городу самостоятельно, а родители стареют и теряют силы. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Смысл и содержание работы наших взрослых детей в местах полезной дневной занятости 6. Взрослым людям с серьезными нарушениями развития, несмотря на слабость их интел-лекта, необходима ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ, одним из важных компонентов которой является ПО-СИЛЬНАЯ ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА, которая дает человеку ощущение собственной занятости и нужности, обеспечивает ему такую занятость и включает его в социальные взаимоотношения. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 7. Однако свойственные нашим детям потребность в постоянном сопровождении в трудовом процессе, низкая мотивация и производительность труда, а также специфические условия российского рынка и законодательства не позволяют инвалидам с умственными нарушениями заработать на жизнь своим трудом. Но это не должно помешать нашим взрослым детям иметь стабильную возможность поддерживаемого социального развития с учетом индивидуальных возможностей каждого. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 8. В качестве основной МОТИВАЦИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ в местах поддерживаемого со-циального развития должна выступать ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА. Характер полезного труда в учреждениях (центрах, группах) поддерживаемого социального развития может быть самым разным: от выполнения простых сортировочных, сборочных или картонажных операций до ремесленной и творческой работы в домашних условиях либо в мастерских. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 9. Полезная работа, расширяющая «ближний круг» семьи, сообщает дополнительный смысл ее деятельности во благо ребенка и потому полезна не только нашим взрослым детям-инвалидам и семье, но и всему широкому кругу семей, вовлекаемых в новые социальные от-ношения. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 10. Нельзя при этом забывать, что инвалиды с серьезными нарушениями развития зачастую рано стареют и со временем все меньше могут участвовать в производительном труде; в то же время их способность к посильным общественно-полезным делам (взаимопомощи, выполнению простых поручений по общему хозяйству), благотворная для самого человека с инвалидностью и его окружения, сохраняется гораздо дольше. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 11. При этом в большинстве случаев сохраняется также и ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, усугубляемая невозможностью создать собственную семью или иметь рядом близкого человека другого пола. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 12. Поэтому в основу работы с инвалидами в полезной дневной занятости многие родители считают необходимым положить не чисто трудовые мастерские либо трудовые участки с обязательным условием выполнения трудовых операций, а СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ блок. Главной задачей такого блока стало бы РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ОБЩЕНИЕ и ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ людей с инвалидностью; в то время как основной мотивацией для них самих остается полезный труд и посильное уча-стие в общественно-полезной деятельности. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 4. Считаем необходимым подчеркнуть, что при приоритетном положении социально-развивающего направления работы речь идет НЕ О ТРЕНИРОВКЕ НАВЫКОВ общения или социально-бытовых навыков, которые - в случае их неиспользования - люди с умственными нарушениями довольно быстро теряют, а о СТАНОВЛЕНИИ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПОДЛИННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ в специально организованной для наших взрослых детей среде. Мы считаем необходимым побуждать наших детей не только дома, но и ЗА РАМКАМИ СЕМЬИ обращать внимание на настроение и проявление чувств окружающих, испытывать ра-дость и сострадание, помогать друг другу и т. п. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 14. Предлагаемый вариант дневной занятости НАРЯДУ С ПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ может включать ЛЮБЫЕ ВИДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в индивидуально допустимых объемах. В частности, у ребят можно последовательно формировать доступную им картину ми-ра, постепенно включая в нее все больше элементов и понятных тем. Подобных простых тем, касающихся дружбы и чувств, природы и человека и т. п., хватит на многие годы. Осваиваемые темы могут подкрепляться различными формами эмоционального закрепле-ния, проживания материала: тематическим рисованием, лепкой и рукоделием, постановкой те-атральных сцен, музицированием и танцами, ритмической гимнастикой, наблюдениями за природой на прогулках, нахождением ассоциаций. Ребята и сами могут предлагать новые темы или ракурсы. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 15. Очень важно, что при таком подходе ДАЖЕ ПРИ УГАСАНИИ СПОСОБНОСТИ К ПРОДУКТИВНОМУ ТРУДУ каждому из наших детей НАЙДЕТСЯ МЕСТО ПО ЕГО ВОЗ-МОЖНОСТЯМ в посильной деятельности, полезной для него самого, семьи и окружения. В этом случае обусловленное тяжестью инвалидности ограничение объема труда не скажет-ся на самооценке наших взрослых детей, не ограничит их участия в жизни коллектива. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Разнообразие форм полезной дневной занятости 16. Полезная дневная занятость наших взрослых детей может быть представлена в разных формах: от трудовых мастерских до групп или центров дневного пребывания. Выбранная фор-ма зависит от уровня развития и степени функциональных нарушений каждого. В зависимости от избранной формы полезный труд людей с инвалидностью занимает более или менее значительное место. Так, в ремесленных, творческих или производственных мастер-ских люди с инвалидностью могут в течение дня работать довольно продолжительное время и при наличии заказов получать небольшое вознаграждение за труд; взаимоотношения в коллек-тиве в этом случае могут быть приближены к реальным рабочим отношениям. В то же время трудовые занятия для ребят со значительными нарушениями в дневных группах или центрах могут быть кратковременными, а развивающие – длительными и направленными на побужде-ние инвалидов к произвольной деятельности и интеллектуальному развитию. При этом обязательным принципом при организации любой формы дневной занятости должно оставаться развитие личности наших взрослых детей, формирование их активной социальной позиции и по возможности наиболее осознанного отношения к окружающим людям, работе, происходящим событиям и т. п. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИНЦИПОМ при организации любой формы дневной заня-тости должно оставаться РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ человека, формирование его активной соци-альной позиции и по возможности наиболее осознанного отношения к окружающим людям, работе, происходящим событиям и т. п. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Планирование и ресурсное обеспечение полезной дневной занятости инвалидов с умственными нарушениями 17. Поддерживая ответственный выбор родителей, рекомендуя им не сдавать детей-инвалидов в интернаты, государство во исполнение норм Конституции РФ должно быть заин-тересовано в удовлетворении потребностей СЕМЬИ, КАК ФАКТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕН-НОГО И РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА детей-инвалидов любого возраста. В связи с этим нам представляется, что в ВЫЯВЛЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ В ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ и определении ее актуальных форм ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА особая роль мо-жет принадлежать местному родительскому сообществу в форме постоянно действующего ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА (далее - Совет) при муниципалитетах, форми-руемого родителями-активистами либо родительскими НКО для решения данной конкретной задачи. Экспертиза проводится с участием специалистов – дефектологов, психологов, социальных педагогов и др. Совет, объединяющий усилия семей с детьми-инвалидами, принимает участие в управлении деятельностью в группах и центрах дневной занятости наряду с государственными /муниципальными органами. По мере выявления потребностей привлекаются опыт и ресурсы местных сообществ и различных ведомств: социальной защиты населения (в части обеспечения социального сопро-вождения), труда и занятости (в части трудовых мастерских), образования (в части познава-тельно-обучающего процесса). Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 18. Для исполнения программ полезной дневной занятости целесообразно привлекать на равных основаниях организации различных форм собственности. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 19. Объемы государственного/муниципального финансирования должны зависеть от коли-чественного состава групп, участвующих в программах поддерживаемого социального разви-тия, и качества работы учреждений – исполнителей программ. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 20. Разработка моделей конкретных форм сопровождаемой полезной дневной занятости взрослых людей с серьезными нарушениями умственного и психического развития должна проводиться на открытой конкурсной основе с обязательной экспертизой с привлечением родителей взрослых инвалидов. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Как определить количественную потребность в дневной занятости людей с нарушениями умственного и психического развития 21. Даже не имея точной статистики по количеству людей, подобных нашим детям, мы ви-дим, что число их достаточно велико. Чтобы оценить потребность в полезной дневной занятости, Общественный экспертный со-вет может вместе с местными властями формировать на добровольной основе ТЕРРИТОРИ-АЛЬНЫЕ СПИСКИ - пополняемую базу совокупных данных, привязанных к потребностям этой группы населения - по территориальному принципу. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 22. В дальнейшем для координации работы на местном уровне уровнях и сотрудничества в едином информационном пространстве было бы разумно наметить меры по координации этой работы на региональном и федеральном уровнях. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Как определить запросы и ожидания семьи, воспитывающей человека с инвалидностью, и самого инвалида 23. Общественный экспертный совет вместе с опытными родителями из местного родительского актива и родительских организаций может составить ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ людей с инвалидностью, и ПОДРОБНУЮ АНКЕТУ. Родители, получившие информацию о перспективах открытия дневного центра для своих детей, будут иметь возможность определиться, нужна ли им такая форма работы с их взрослыми детьми. Если родители готовы выразить свое согласие, они могут в анкете высказаться о желаемом характере дневной занятости своего взрослого ребенка, описать его особенности, которые могут быть важными при формировании групп и планировании стратегии и тактики индивидуальной и групповой работы. Информационное сообщение и анкету должна получить каждая семья, выявленная в резуль-тате формирования территориальных списков. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 24. В каждой территориальной единице, планирующей открытие центра (организации, группы) дневной занятости, общественный экспертный совет будет помогать территориальным органам и органам соцзащиты в обобщении данных анкетирования и конкретизации потребностей семей и самих людей с инвалидностью. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Как определить реальные потребности человека с инвалидностью для включения его в процесс полезной дневной занятости 25. Для определения характера и режима полезной дневной занятости для каждого из наших взрослых детей необходимо совершенствование механизма формирования и исполнения ИПР в качестве ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ взрослых людей с нарушением умственного и психического развития, пересматриваемого ежегодно ответственной профильной службой МСЭ с участием всех иных заинтересованных служб и специалистов и непременным привлечением семьи человека с инвалидностью и учетом его собственного мнения. Работа в каждом учреждении дневной занятости должна строиться с учетом индивидуаль-ных ИПР участников целевых групп в каждом конкретном районе (округе, регионе). Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение 26. При формировании ИПР специалистам служб МСЭ и другим участникам обсуждения необходимо ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ «РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА» человека с инвалидностью РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЕГО ИНТЕРЕСАМИ, ПОЖЕЛАНИЯМИ И ПОТРЕБНОСТЬЮ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Позиция эксперта Комментарий Да, нет (ненужное зачеркнуть) Другое мнение Пожелания эксперта Позиция эксперта Комментарий

selena: Часть III Полезный опыт Справка Зарубежный подход Формы дневной занятости В Европе, как отмечалось выше, движение за права людей с умственной инвалидностью на-чалось по инициативе родителей более 40 лет назад. За минувшие четыре десятилетия отноше-ние к людям с нарушениями умственного и психического развития здесь в корне изменилось. Это касается и разнообразных форм дневной занятости, которые совершенствуются и полно-стью интегрированные в систему жизнеустройства подобных инвалидов. Справедливости ради стоит сказать, что при этом даже в таких высокоразвитых в социаль-ном плане государствах, как Германия, Швеция или Финляндия, инвалиды с умственными нарушениями лишь изредка находят место на общем рынке труда – в маленьких кафе, мастерских, магазинах. Однако и для тех, кто не обеспечивают себя собственным трудом, настоящее и будущее определено и, как представляется нам, россиянам, абсолютно безоблачно: все люди с легкими и умеренными нарушениями развития работают в трудовых мастерских, а инвалидам с серьезными нарушениями предоставляются места в дневных центрах, где объем полезного труда весьма ограничен, зато развивающие мероприятия проводятся в расширенном объеме в сопровождении достаточного количества специалистов. Общая цель и концентрация ресурсов Жизнеобеспечение людей с умственной инвалидностью в европейских странах считается одной из приоритетных линий государственной политики. В соответствии с законодательства-ми государств таким инвалидам гарантируются разнообразные формы организации жизни, а также сопровождение в большинстве процессов жизнеустройства. Отличительной чертой подхода к обеспечению жизнеустройства инвалидов на Западе явля-ется ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП предоставления необходимых услуг: инвалиды должны иметь возможность получать помощь ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. Еще более значимым принципом государственной политики в отношении инвалидов явля-ется стремление к НАИБОЛЕЕ ПОЛНОМУ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ человека с тяжелыми ограничениями здоровья, для чего и подтягиваются ресурсы по линии территории, государства, общественных объединений, социально ответственных компаний и частных спонсоров. Таким образом, ЕДИНСТВО ЦЕЛИ ведет к ОБЪЕДИНЕНИЮ УСИЛИЙ. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В ЖИЗНЕУСТРОЙСТВЕ ГРАЖДАН С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, за-падные государства с течением времени стремятся к децентрализации руководства процессами жизнеустройства инвалидов, оставляя за собой (в содружестве с НГО) законодательное регули-рование, узаконенное распределение базовых средств, а также функции мониторинга и контро-ля. Нормы финансирования программ дневной занятости инвалидов с умственными наруше-ниями одинаковы для государственных и негосударственных организаций, привлекаемых к исполнению государственных программ. Мастерские и дневные центры, организованные силами НГО, в Европе зачастую имеют расширенные программы и более значительное финансирование по сравнению с государствен-ными, потому что к государственным ресурсам в этом случае прибавляются привлеченные НГО внебюджетные источники. Такая ситуация, к примеру, имеет место в Германии, где мощная родительская организация «Lebenshilfe» («Жизненная помощь») привлекает внимание общества к проблемам умственно отсталых людей и находит финансовую помощь для решения этих проблем. Таким образом, успешно решаются задачи социализации людей с умственной инвалидно-стью в Германии, Швеции, Финляндии и ряде других западноевропейских стран. Особенности подхода к социальной реабилитации инвалидов с умственными нарушениями в странах Евросоюза На этом важном вопросе необходимо сделать хотя бы кратковременный акцент. Коренное отличие современного европейского подхода от отечественного состоит в том, что акцент во всех без исключения реабилитационных программах в отношении инвалидов с умственными и множественными нарушениями делается на выявление (с помощью самих инвалидов, их родных или специалистов сопровождения) ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯтаких людей, на понимание их желаний и ЛИЧНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ и их наиболее полное удовлетворение. Эта позиция является ГОСУДАРСТВЕННОЙ, поэтому все программы реабилитации, включая дневную занятость, нацелены на то, чтобы социальная дефицитарность человека с инвалидностью была преодолена. Так, на сайте http://www.kipina.ru/iskra.php?part=4 особое внимание уделяется общению, развитию и самоощущению детей и взрослых с нарушениями умственного развития, им адресованы многие разделы сайта. Сайт поддерживается финскими участниками проекта ТАСИС. Востребованность специалистов по социальной работе и их подготовка Социальная работа в Западной Европе считается достаточно престижной и оплачивается на достойном уровне. Поэтому те люди, которые идут на социальную работу, не считают ее «под-вигом» и участвуют в конкурентном отборе. Так, подготовка инструктора по труду для государственных мастерских в Германии длится 2 учебных года. За это время будущий инструктор проходит 600-часовую программу, в которую входят также элементы педагогики и психологии, а по окончании курса защищает дипломный проект, состоящий в планировании и организации маленькой мастерской с участием людей с нарушениями в развитии. Показательно, что участие в таком проекте является для инвалидов добровольным, а при защите проекта они в качестве экспертов, мнение которых учитывается, участвуют в его оценке. Конкурс на место инструктора по труду в немецких трудовых мастерских составляет 4-5 че-ловек на место. Отношение государства и общества: интересная особенность По данным аналитических обзоров и переводным материалам можно заключить, что запад-ное «гражданское общество» без выраженного энтузиазма относится к политике социальной инклюзии, проводимой государствами. Однако четкая государственная линия, выраженная че-рез соответствующие законы, соблюдаемые неукоснительно, переводит проблему восприятия инвалидов со стороны общества в разряд рядовых, не позволяя мнению граждан влиять на ухудшение положения людей с инвалидностью. Дневная занятость в Восточной Европе и в ближнем Зарубежье В последние десятилетия вопросы дневной занятости инвалидов с умственными наруше-ниями успешно решаются в Польше, Литве (центры дневного пребывания с мастерскими «Ма-тулаче», центр в «Ужупис» в Вильнюсе»). Предпринимаются шаги к организации дневной занятости в Украине (сеть центров «Джерело» в Киеве, Львове и др., мастерские католической организации «Эммаус» в Западной Украине, государственный реабилитационный центр с мас-терскими под руководством И. В. Галиной в Одессе). Ситуация с дневной занятостью в России и странах СНГ «Наследие прошлого» В большинстве регионов России взрослые люди с нарушениями ментального плана до ны-нешнего времени по большей части коротают век дома (если живы престарелые родные) либо в психоневрологическом интернате (ПНИ). Многие из них оказались жителями интернатов еще в детстве, потому что родители, не получая действенной морально-психологической, информационной и материальной государственной поддержки, не имели мужества, а зачастую и элементарных условий, чтобы воспитывать ребенка с нарушениями в семье. Социальная политика, направленная на помещение инвалидов в интернаты, не способствовала побужде-нию семьи к воспитанию малыша с инвалидностью дома. Еще 15-20 лет назад разговоры о мастерских для взрослых инвалидов воспринимались большей частью родителей с удивлением и грустью, как нечто нереальное. Сейчас эта тема становится среди родителей популярной, однако в силу привычки подчи-няться инициативе государства многие из них до сих пор не формулируют своего запроса, считая своих взрослых детей с нарушениями развития «социально бесперспективными» и стыдясь требовать создания условий для их дневной занятости. Современное положение: причины малоподвижности ситуации Под влиянием времени, в ожидании ратификации Конвенции о правах инвалидов, а также под давлением НКО российские власти в последние годы повысили активность в анализируе-мом вопросе. Однако отсутствие опыта нестационарной работы с инвалидами «нашей» катего-рии, незнание их потребностей и потребностей воспитывающих их семей придает процессу вязкость, малоподвижность. К тому же отсутствие единой координационно-информационной базы в такой огромной стране, как Россия, мешает установлению контактов и распространению идей и позитивного опыта. Свойственное России чисто ведомственное решение комплексных проблем, в данном случае касающееся социализации инвалидов, препятствует ПОСТАНОВКЕ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ, которая ВНЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА дробится на мелкие части, имеющие целью своевременное расходование целевых бюджетных вливаний, а не реализацию последовательных программ. Все это серьезно тормозит взаимодействие государства и общества, направленное на жизне-устройство инвалидов с умственными нарушениями. «Ростки будущего» Около 20 лет назад движение за права инвалидов начались и в нашей стране. Нам еще пред-стоит неблизкий путь от робких попыток отстаивания прав наших детей до осознания их законных СВОБОД. На том, грядущем, этапе родители, вероятно, начнут задумываться не только о разнице между родным домом и интернатом, но и о том, как ПОНЯТЬ ЖЕЛАНИЯ И СТРЕМЛЕНИЯ своих детей с инвалидностью, как помочь им ощутить единство с миром. Тем не менее, в России и СНГ все же делаются шаги в сторону развития форм социализа-ции взрослых людей с умственной инвалидностью . o Успешно действуют созданные Псковским Центром лечебной педагогики (clp.pskov.ru) мастерские при поддержке городского правительства. o Владимирская АРДИ «Свет» (http://svet33.ru/) является одним из российских первопро-ходцев в области обучения людей с серьезными нарушениями умственного развития, их социализации и трудовой адаптации. o Ассоциация родительских организаций Санкт-Петербурга ГААОРДИ (http://www.gaoordi.ru) открыла свои мастерские и добилась включения в круг лиц, ох-ватываемых программами системы социальной защиты, людей с нарушениями умствен-ного и психического развития. На протяжении последних нескольких лет в СПб неуклонно растет количество Центров реабилитации детей-инвалидов и взрослых инва-лидов, на базе которых организованы (наряду с проектами, направленными на социали-зацию других инвалидов) РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ дневной занятости (отделения дневного пребывания, мини-прачечные, отделение приготовления пищи «Карлсон» и т. п.), рассчитанные на ПОСТОЯННУЮ помощь семьям людей с серьезными нарушения-ми развития. Также в рамках подобных городских центров действуют ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ, рассчитанные на круглосуточное пребывание инвалидов с умственными нарушениями сроком от 3 дней до 6 месяцев в год по заявлению родите-лей. В рамках таких центров в качестве отдельного направления действуют даже КВАРТИРЫ ПОДДЕРЖИВАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ, законодательно поддерживаемые законом г. Санкт-Петербурга о специализированном жилом фонде. o Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвали-дов «Мария» реализует проекты «Арина Родионовна на час» (краткосрочная временная замена родителя на период его отсутствия для людей с психическими и умственными проблемами, синдромом Дауна, РДА, эпилепсией от 3 до 45 лет от 1 до 3 часов) и группа «Дневного пребывания» (для людей с психическими и умственными проблемами, синдромом Дауна, РДА, эпилепсией в возрасте от 14 до 45 лет), которым было отказано в других центрах и учреждениях, т. к. они требуют постоянного сопровождения. o В Нижнем Новгроде служба социальной адаптации, созданная совместно специалиста-ми общественной организации «Верас» и родителями из общественной организации «Радуга», оказывает поддерживающие и развивающие услуги по трём крупным направлениям: социально-бытовая адаптация, допрофессиональная подготовка, учебное сопровождаемое проживание. o Межрегиональная общественная организация «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии» (http://www.as2006.ru) на протяжении 5 лет ведет работу, направленную на защиту прав детей и взрослых с интеллектуальными, психоэмоциональными и физически-ми нарушениями и на создание таких альтернативных моделей сопровождения, которые бы способствовали оптимальной включённости данной категории лиц в общество. o В Беларуси уже не первое десятилетие действует родительская организация “Белорус-ская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам” (БЕЛАПДИИМИ) (www.belapdi.org), по инициативе которой, в частности, открыты около 150 отделений дневного пребывания для людей с серьезной инвалидностью на базе Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН); работают и мастерские в рам-ках проектов самой организации и различных совместных проектов. В Москве: o Благотворительное учреждение Центр социальной реабилитации «Турмалин» (http://www.turmaline.ru) является негосударственным благотворительным учреждени-ем дневного пребывания для взрослых инвалидов и детей-инвалидов с нарушениями интеллектуального и психического развития. o НП «Рафаил» оказывает помощь в социальной реабилитации совершеннолетних людей с умственными и множественными нарушениями. o Московский Центр лечебной педагогики (http://www.ccp.org.ru) в партнерстве с Цен-тром социальной адаптации и профессиональной подготовки» для молодых людей с на-рушениями умственного и психического развития, экспериментальным подразделением ГОУ СПО ТК № 21 (http://om21.ru), и родителями учащихся колледжа из МОО «Дорога в мир» (dorogavmir.ru, russia-speciallife.org) прокладывает пути к профессиональному обучению в рамках ремесленных и творческих мастерских, а также работают над про-блемой их социальной адаптации; o Московский педагогический колледж № 16 обучает художественным ремеслам молодых людей с серьезными нарушениями развития и вместе с их родителями работает над проблемами их дальнейшего поддерживаемого трудоустройства; o Школа Святого Георгия (www.astra-com.ru/stgeorge) в рамках социального направле-ния занимается профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой мо-лодых людей с тяжелыми нарушениями развития; o Деятельность Региональной общественной организации социально-творческой реабили-тации детей и молодежи с отклонениями в развитии «Круг» (http://www.roo-kroog.ru) нацелена на содействие интеграции детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их семей в культуру и общество. В мастерских «Круга» отдается предпочтение древним видам ремесел, позволяющим ощутить жизнь природы, что способствует целостному восприятию мира. Занятия ремеслами сопровождаются живым фольклорным пением, что улучшает процесс работы, позволяет сосредоточиться на ней, дает возможность пережить экзистенциальный смысл труда: его процесс, качество, результат. С 2007 г. существуют две интегрированные театральные студии «Круг I» и «Круг II». С 2007 г. была организована студия «Архаичный театр», привлекающая к своей деятельности молодых людей, имеющих выраженные нарушения психофизического развития. В А Ж Н О: В рамках проекта ТАСИС "Система реабилитационных услуг для людей с ограничен-ными возможностями в Российской Федерации", который проводился в рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и России с марта 2007 г. до конца 2009 г., впервые в Рос-сии было создано научно-практическое руководство «МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИ-ТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (http://www.rehabin.ru/lib/?IBLOCK_ID=33&ELEMENT_ID=2552). Российским партнером проекта выступил департамент развития социальной защиты Мини-стерства здравоохранения и социального развития РФ. Проект осуществлялся на федеральном уровне и в четырех пилотных регионах России. Работа экспертов проекта показала, что в России практически отсутствуют стандарты под-готовки социальных работников, ориентированных на работу с инвалидами. Такие стандарты были предложены. Впервые была разработана программа реабилитации людей с умственными нарушениями. Был проведен полный анализ российского законодательства на предмет соответ-ствия Конвенции по правам инвалидов. ВЫВОДЫ Таким образом, ориентируясь на зарубежный и российский опыт, опираясь на результаты состоявшегося проекта ТАСИС, государство в тесном сотрудничестве с профессиональными и родительскими НГО имеет возможность приступить к разработке системного подхода к про-блеме ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО И ПСИХИЧЕ-СКОГО РАЗВИТИЯ, одной из важных сторон которого является ПОЛЕЗНАЯ ДНЕВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ таких людей трудоспособного возраста, и СОВМЕСТНОМУ ПОИСКУ ФОРМ ее организации. Для этого целесообразно расширить информационную базу имеющегося опыта и вырабо-тать новые подходы к организации дневной занятости наших взрослых детей с обязательным использованием принципа ПОДДЕРЖИВАЕМОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, сформули-рованного в настоящей Концепции. Поддержка ответственного выбора семьи со стороны государства приведет к лучшему целе-вому использованию государственных средств, расходуемых в настоящее время на содержание детей и взрослых с инвалидностью в интернатах. *** Глубокоуважаемые эксперт, если у Вас или в поле Вашего зрения есть удачный опыт организации ПОЛЕЗНОЙ ДНЕВНОЙ ЗАНЯТОСТИ таких людей, как наши дети, - занятости, которая способствует их личностному и социальному развитию, расширению их социальных связей и углублению человеческих взаимоотношений, - очень просим Вас коротко (для начала на полстраницы) поделиться с нами таким опытом, а также полезной информацией и своими соображениями и предложениями на этот счет. Отзывы и предложения просьба направлять по электронному адресу: sveta_beilezon@mail.ru Тел. 8 (905) 733 20 88 ПРИЛОЖЕНИЕ Сведения об эксперте и контактная информация (предоставляются по желанию) № п/п Данные об участнике экспертизы Дополнительная информация 1. Ф.И.О., возраст 2. Характер вовлеченности в проблему, конкретные уточняющие данные - Родитель человека с инвалидностью (желательно указать возраст ребенка-инвалида) - Специалист в области реабилита-ции - Представитель (руководитель) НГО (наименование) - Представитель (руководитель) госу-дарственной организации - Представитель СМИ - Иное заинтересованное лицо - Другая организация 3. Место работы, должность (по возможности) Позиция, представленная в экспертной оценке (отметить) - личная - коллективная - ведомственная - другое (указать) 4. Длительность и харак-тер опыта работы в данной области / вовле-ченности в проблему 5. Стремление к деятель-ности в данной области - личная работа - участие подведомственного (воз-главляемого) коллектива - желание участвовать: в разработке форм дневной занято-сти в обсуждении поднимаемой про-блемы с государственными слу-жащими, представителями НГО, специалистами (подчеркнуть или дополнить); в ресурсном обеспечении такой деятельности 6. Готовность участво-вать в конкурсе на раз-работку форм полезной дневной занятости взрослых инвалидов 7. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Почтовый адрес лица или организации Телефоны, факс Электронный адрес

murman: Это важно. И финансирование дается не на один год, как можно понять из конкурсной документации, хотя и не очень внятной. Совещание состоится 1.02. регистрация на участие в совещании с 25.01 по 31.01. Все данные на сайте Минздрава.


murman: Спасибо коллеги, что вы обозначили эту важную проблему - организации дневной занятости молодых людей со сложной формой инвалидности, которые ни самостоятельно, ни при помощи семьи, не могут быть вовлечены в полезную и продуктивную деятельность. У нас в ГАООРДИ на одной площадке действует Центр трудовой адаптации "Мастер ОК", который посещает ежедневно около 25 человек. Это молодежь, как правило в интеллектуальными нарушениями. а также имеющие и др. сопутствующие проблемы, в том числе нарушения ОДА. Основная задача наших специалистов -привить некоторые трудовые навыки, дать почувствовать себя членом коллектива. нужным и успешным. По-возможности дать попробовать разные социальные роли от ученика до мастера- работающего за зарплату у нас ( мы создали 23 рабочих места для инвалидов). На выходе для некоторых- это трудоустройство в открытый рынок с нашим сопровождением или без. Но это не часто. На другой площадке группа ребят потяжелее их тоже 25 человек. Для них кроме своей занятости, раз в неделю работа в "Мастерке". Всегда трудовая занятость чередуется с развивающими, релаксационными и прочими занятиями. А мастерские наверное как везде- столярная. швейная. кафе, глина, бисеро плетение, ткачество и т.д. И все без исключения ребята чувствительны к оценке своего труда, поэтому есть вознаграждение по результатам выставок, ярмарок и т.д. И даже не имея возможности оценить реальный размер вознаграждения, сам факт его наличия очень положительно влияет не только на самооценку, но и на внутри семейные отношения ( не буду углубляться, все таки это форум). Полезность и нужность этого дела очевидна, однако есть ряд организационных трудностей. И одна из самых главных - это деньги на эту деятельность, вернее их отсутствие. У нас в Питере создана сеть Центров социальной реабилитации, в которых есть социально-трудовые отделения для молодых инвалидов с нарушением интеллекта. Так это официально называется. Но понятие "реабилитация", со ссылками на "Закон о социальной защите инвалидов "трактуется, как конечный во-времени процесс, что-то вроде обучения. Пореабилитировался и-домой, потом можно еще. И не забывайте про "реабилитационный потенциал" - это почти "обучаемость". А для этих ребят этот процесс должен быть постоянным, да и с потенциалом сложновато. А учреждению нужен вал, количество услуг, количество реабилитируемых. То есть - это не реабилитация, это работа, это жизнь. Поэтому этот процесс не попадает ни под социальные услуги для инвалидов, ни под трудоустройство, ни под обучение. А жизнеустройство людей не находящихся в гос.учреждениях, государство не финансирует. Поэтому все что делается за гос. счет в этой области -это лазейки в Законах, это неузаконенная ситуация. Это надо исправлять. Давайте думать вместе.

Наталья Гузик: Добрый день. Единственный вопрос по этому финансированию: судя по тому, кто выиграл в прошлые года, приоритет не просто организациям с хорошими идеями, а гигантским организациям. Участвовать ради участия уже надоело. Жаль времени. Может быть, у кого есть положительный опыт взаимодействия и получения этих денег? С удовольствием ознакомлюсь.

selena: Маргарита, мне тоже представляется, что когда выделяются деньги на программу трудоустройства, мы должны быть готовы с концепцией того что нужно нашим, каким откровением это не явилось бы для Минсоцздравразвития Еще раз копирую информацию Юлии Камал и переношу сюда ваше начало обсуждения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации http://www.minzdravsoc.ru/social/invalid-defence/117 Проект приказа Минздравсоцразвития России от 13 января 2012 г. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / Социальная защита инвалидов / … Минздравсоцразвития России проводит конкурсный отбор общественных организаций на содействие трудоустройству инвалидов в 2012 году 16/января 2012 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации объявляет о проведении конкурсного отбора общественных организаций инвалидов для предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест. Участники конкурса: общественные организации инвалидов. Дата начала приема документов на участие в конкурсном отборе – 10 февраля 2012 г. Дата окончания приема документов на участие в конкурсном отборе – 16 февраля 2012 г. Подробная информация по ссылке. Справочно: В прошлом году были перечислены субсидии общественным организациям инвалидов на организацию рабочих мест лицам с ограниченными возможностями в размере 60,6 млн рублей. В 2011 году с 1 по 8 декабря Министерством принимались документы на участие в конкурсном отборе. Было представлено 14 программ из разных регионов России: Санкт-Петербурга, Ульяновска, Архангельска, Москвы, Тамбова, Мурманска, Кургана. Основное требование к представленным на конкурсный отбор программам должно быть трудоустройство не менее 30 инвалидов в год на срок не менее 6 месяцев и обеспечение уровня софинансирования за счет собственных и привлеченных средств - не менее 30%. По итогам конкурса в 2011 году субсидии из федерального бюджета на содействие трудоустройству инвалидов были выделены следующим организациям: «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» - 57 049 000 руб. для трудоустройства инвалидов на производственные предприятия ВОС, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение их доступности. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» - 3 640 000 руб. для обучения и трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда. Целевыми показателями Всероссийского общества слепых и региональной общественной организации «Перспектива», выигравших конкурс, являются 159 и 33 трудоустроенных инвалида соответственно. Ключевые слова: социальное развитие, социальная защита инвалидов, новость, трудовые отношения, рынок труда, люди с ограниченными возможностями, работодатели/работники Смотрите также: +Вниманию общественных организаций инвалидов! Совещание по вопросам разработки программ по содействию трудоустройству инвалидов+Подробная информация о проведении конкурса Опубликовано на сайте в 17:01, 16/01/2012. Изменено в 16:41, 20/01/2012.

selena: Девушки, возьмитесь сформулировать, а?

Светлана Бейлезон: Спасибо, очень этого хочется - думать ВМЕСТЕ. Я ведь не специалист и не доброволец, а обычная "инвалидная мамка", просто с большим стажем и беспокойным сыном с ментальной инвалиднстью, которого дома удержать очень трудно. Я начала сама думать на эту тему пару лет назад, наблюдая за взрослым сыном, которому тогда было уже ближе к 30. Он у меня говорящий, сам передвигается по Москве и вообще много чего может на общем фоне. Но жить сам (да и трудиться полный день) - нет, не сможет никогда. Сын занимался и занимается много лет в самых прекрасных и прогрессивных в Москве местах - в ЦЛП, а теперь - в экспериментальном центре социальной адаптации и профподготовки государственного 21-го колледжа (ГБОУ СПО ТК № 21). Посмотрела я на него несколько лет и заметила, что ему мало одной работы, мало трудовой и творческой занятости. Он устает от них, таких желанных для нас, кажущихся панацеей (как же! ВЗРОСЛАЯ жизнь, трудовая!). Ведь дома у него (в лучшем случае) - родители или одна мама (как у меня, например), потому что семьи или подруги у него нет, дружба тоже весьма условна в силу неумения строить отношения. И получается, что, кроме труда, ему НИЧЕГО и не светит... И тогда я постепенно поняла, что для таких ребят, как наши, не менее важными, чем труд, являются ОТНОШЕНИЯ. Которым их надо обучать с детства и не прекращать это дело после окончания обучения. Мне кажется, сейчас важнее решить концептуально, что НЕОБХОДИМО нашим ребятам в пространстве взрослой жизни, чтобы они в своих занятиях не были столь же (или почти столь) одиноки, как внутри стен своей квартиры. Потому что у нас пока нет опыта - сколько ЛЕТ они могут выдержать это чередование "занятий" (труд-релаксация-отдых-развитие) - не заскучать, не пасть духом от однообразия и бесперспективности существования, будучи лишенными всех остальных компонентов взрослой жизни? Если определимся со СМЫСЛОМ и СОДЕРЖАНИЕМ их дневной занятости, можно будет думать о том, откуда и в каком порядке подтягивать разные ресурсы. По какому принципу группировать такие учреждения или группы. Как использовать местные родительские сообщества - их опыт, энергию, потенциал. Система соцзащиты населения пока совсем мало что понимает в этой области. Хотя в Питере - намного больше понимает и делает, чем в Москве (я была в "Карлсоне" и на семинарах в "Каритасе", немного в курсе). В следующем сообщении сейчас напишу о предполагаемой структуре дневной занятости (тоже прошлогодняя разработка). Мне кажется, надо разделить эти два сообщения - дать передохнуть.

Светлана Бейлезон: Лена, я не уверена, что смогу сформулировать концепцию ТРУДОУСТРОЙСТВА людей с умственными нарушениями, о будущем которых пекусь. Я опасаюсь, что будут они одиноки среди представителей "интеллектуального" мира. Или, наоборот, окружение их не будет блистать интеллектом, но в социальном плане окажется... не самым удачным. Да и денег они не заработают - любой мигрант им сильнейший конкурент, кому они нужны на этом "рынке" без СОПРОВОЖДЕНИЯ и специально созданных условий? А если ОДНОГО устроить С СОПРОВОЖДЕНИЕМ (получив вожделенные деньги) - не будет ли он, опять же, замкнут на тьютора? В Кельне в социальных мастерских Lebenshilfe люди с умственными проблемами (90 % от общего их числа трудится не на общем рынке, а в таких мастерских) выполняют заказ крупных компаний. Получают (в зависимости от трудового вклада) вознаграждение, не превышающее 10 % минимальной зарплаты. Каждый час у них меняется вид деятельности (тут и релаксация, и физкультура). Инструктор по труду сведущ также в педагогике и психологии. Может быть, подумать о таком варианте (пусть только для умственно-отсталых людей)? Но это НЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО, а общественно-полезная занятость...

Светлана Бейлезон: А здесь -по результатам бесед с достаточно большим числом родителей, в т. ч. незнакомых друг с другом, я формулирую определенный взгляд на смысл и содержание посильного общественно-полезного труда наших взрослых детей с умственной инвалидностью. Буду рада, если кому-то он покажется разумным и достойным практического применения. ______________________________________________________ ИТАК: Наши дети с ментальной инвалидностью выросли и, по идее, должны работать. Сложная интеллектуальная работа им не под силу, поэтому речь идет о выполнении ремесленной работы или отдельных трудовых операций. ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (не мыслитель, а рабочий или ремесленник) на работе выполняет производственное задание (норму). За работу он получает зарплату, на которую живет. При этом он сам планирует доходы и расходы. По дороге на работу он заскакивает в магазин, по дороге обратно - скажем, в кино или к друзьям. Или в другом порядке. Он сам созванивается и списывается с нужными и близкими людьми, сам строит планы, подводит итоги, сам или с другими ищет выход из сложных ситуаций. Он сам закладывает в жизненную программу отдых, досуг, встречи. Он интересуется какими-то вещами и процессами, читает книги, имеет увлечения. Для поддержания физического здоровья или просто для удовольствия он делает зарядку и занимается спортом (фитнесом, как говорят теперь). ВСЕ ЭТО он имеет право и возможность обсудить на протяжении рабочего дня - иногда прямо на рабочем месте, иногда в курилке или в обед. Он также может взглянуть в окно и обсудить с сотрудником погоду, пробки на дороге, проходящих мимо женщин и мужчин, а заодно - поругать правительство и похвалить родных или соседей, поделиться радостями и трудностями в воспитании детей. Т.е. на работе у человека проходит очень большая часть жизни, здесь формируется симпатии и антипатии, здесь отрабатывается значительная часть социальных связей. НАШИ ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ в большинстве случаев сами неспособны инициировать и выстраивать социальные связи. И если им обеспечат участие в ТРУДЕ, в процессе которого никто им такие связи специально не выстроит, у них в течение рабочего времени вместо комплекса социальных отношений останется ТОЛЬКО РАБОТА . Не стоит забывать, что это немножко игрушечная работа, ибо один из основных побудительных мотивов - ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ - в нашем случае неактуален в силу своей невозможности (зарубежная статистика говорит о том, что даже в Швеции на общем рынке востребованы лишь немногие инвалиды). Все остальное - самостоятельное планирование, завязывание отношений, обсуждение жизни, интеллектуальное, культурное и физическое развитие - становится возможным исключительно при условии умной стимуляции со стороны специалистов и окружения. Сама по себе работа при любых усилиях со стороны сопровождения все равно не даст людям с умственными нарушениями гарантированного куска хлеба. При этом такие компоненты трудового процесса, как ОТНОШЕНИЯ и ОБЩЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ, доступная ребятам ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ и КУЛЬТУРНОЕ развитие, - им необходимо и вполне возможно на "рабочем месте" обеспечить. Просто делать это можно и нужно ВМЕСТЕ С НИМИ: - планировать и обсуждать день и его итоги, говорить о ПОЛЕЗНОСТИ производимых ими вещей; рассказывать или спрашивать, кому и зачем послужат эти вещи, принесут радость, помогут в жизни и т. п.; - обращать внимание ребят на настроение окружающих, побуждать к взаимопомощи; - вводить их в мир отношений с людьми, природы, истории, социальных связей; - устраивать несколько раз в день "производственную гимнастику". Все это можно делать в течение "рабочего дня" - но НЕ в форме УРОКОВ (ведь они ВЗРОСЛЫЕ!), а во время "перерывов" (например, каждые час-полтора). Наши дети не вполне соизмеряют длительность временнЫх отрезков, поэтому "перерывы" могут занимать времени не менее,чем чисто трудовые периоды. Так можно выстроить "нормальный" "рабочий день", в котором будет присутствовать всё: и труд, и личностное развитие, и отношения с людьми. Подобная сопровождаемая работа не гарантирует ребятам заработка, но даст им (и сопровождающим, кстати) ОЩУЩЕНИЕ ЖИЗНИ от активного участия в ее процессах. Кроме того, более сохранные ребята могут привлекаться в качестве волонтеров для сопровождения более слабых, несамостоятельных "трудящихся"на несложных участках траектории (типа "наставничества" в прежние времена). При этом для тех людей с нарушениями, кто в силу возраста или недостаточной произвольной мотивации к чисто производственной деятельности (уже или вообще, почти или совсем) не сможет работать, останется возможность участия в ПОМОГАЮЩИХ сопредельных процессах: протереть пол или стол, помыть чашку, сходить с сопровождающим в магазин, помочь накрыть на стол к чаю и т. п. Мне могут возразить, что достаточно и одной работы - остальное пусть ребята и родители "добирают" на других площадках. Но ведь все мы знаем, что вполне нормальные люди на конвейере, на кассе в супермаркете или в офисе на строго регламентированной работе очень часто получают тяжелые нервные срывы: ритмичная работа без "человеческого компонента" пагубна для психики человека. Что касается творческой работы, то она, безусловно, в несколько большей степени заполняет эмоциональный вакуум. Но и она вне постоянно расширяемого и углубляемого социально-развивающего контекста не может заменить человеку с инвалидностью многограннных социальных взаимоотношений, присущих обычной работе в коллективе. Часто в трудовых мастерских мастера сами инициируют развитие ребят. Но тогда все зависит от ЛИЧНОСТИ и ЖЕЛАНИЯ мастера. Тогда как вышеназванная направленность полезной дневной занятости ребят должна, по нашему мнению, быть обязательным связующим компонентом работы с ними.

Яблочко: Из опыта организации трудовой деятельности людей с особенностями психического развития в ИМРЦ ГОУ Педагогический колледж №16 по специальности "Ткач" и "Вышивальщик" сделаны следующие выводы: работать более 4-х часов они не могут, необходим "творческий" перерыв. По Трудовому законодательству инвалид с группой "нетрудоспособен" не может работать, хотя эти люди выплняют работу, и неплохо. Конечно, они делают часть, сегмент готового изделия, а остальное доводят "до ума" специалисты-дизайнеры. Мы называем это "инклюзивный труд", то есть в изготовлении готового изделия участвуют люди с ограничением здоровья и люди без ограничения здоровья. Получается совсем неплохой результат - достаточно конкурентноспособный. Другой вопрос, что стоит этот труд недорого и говорить о малом бизнесе в данном контексте не представляется возможным. И хотя некоторым людям с особенностями психического развития наличие зарплаты как факта является стимулом к труду, многие из них (если не все) до конца не оценивают адекватно ее размер. Но это не значит, что ее не должно быть. Возможно, не для всех заплата является главной составляющей в трудовой процессе, но если такой факт все же имеется, то надо говорить об интегративном подходе к этому вопросу - пусть для тех, кому нужна зарплата, она будет, а для тех, кому не нужна, ее не не будет. Но для тех, кто не видит ценности в деньгах, есть ценностьв чем-то другом материальном - лакомстве, хобби что-то собирать и т.д. Если человеку с особенностями психического развития нельзя объяснить, что на деньги можно пойти и купить то, что он хочет, значит надо давать в качестве зарплаты то, что для него имеет значение.Слишком хлопотно и замороченно? Но мы же хотим сделать жизнь этих людей полноценной, так давайте дадим возможность выбрать ценности каждому самому. Немного не вписываемся в систему "деньги-товар-деньги"? Но эти люди и так не вписываются в нашу жизнь своими особенностями. Мне трудно сказать, как это должно выглядеть на законодательном уровне, но сбрасывать со счетов возможность работать все же не стоит. Пусть тот, кто может работать - работатет, а тот, кто не может - занимается полезной деятельностью. Другой важный вопрос, как организовать эту полезную деятельность и за чей счет, и как дать возможность работать тем, кто может и хочет. Не все же одинаковые по ограничениям. Возможно, именно работать и зарабатывать надо в этом самом социальном учреждении, где для других организована дневная полезная занятость. Наверное, раньше подобное было при ПНД в мастерских? С уважением,

Марьяна Соколова: Лена, добрый день. Я тебе сбрасывала опыт работы мастерских во Франции (группа ISATIS). Нигде не нашла ссылки. Мне кажется, он был бы интересен и полезен.

Дмитрий Кондратьев: Опыт работы мастерских во Франции (группа ISATIS): http://www.eurofound.europa.eu/areas/socialcohesion/egs/cases/fr003.htm

murman: Коллеги! Прошу прощения , что выпала из обсуждения по причине отсутствия в Питере. Наш форум и личная переписка столь активны, что я уже в основном читаю, а если не пишу -значит согласна. Светлана, я не вижу никаких противоречий в наших с Вами рассуждениях. И как "инвалидная мамка" с 37- летним ментальным сыном я тоже много думаю, что было бы им хорошо. И иногда мне кажется. что все эти модели приятной дневной занятости больше устраивают нас, родителей, нежели наших детей. Мы просто не готовы поверить в их взрослость, в то что им тоже должно быть иногда скучно, не комфортно, одиноко и не надо сразу кидаться на выручку. В конечном итоге в нашей жизни или в жизни наших обычных детей тоже много не приятных моментов и мы их преодолеваем, становясь сильнее. Общественно- полезная занятость для наших ребят сродни лечебно-трудовой, когда ты трудишься. а вознаграждением служит в лучшем случае -похвала персонала, ну или украдкой переданная маленькая денежка , полученная на благотворительной выставке-ярмарке. Мы боремся за нормализацию и не хотим, чтобы наши выросшие дети считались "вечными детьми". Они взрослые, а значит как и любого взрослого человека у них должна быть работа. А с учетом их особенностей там должно быть все и выстраивание социальных связей и все остальное. В наших мастерских мы учитываем и сегодняшнее настроение и состояние ребят и если Рома -большой специалист по ткачеству, полдня ходит вокруг стола, значит мы ждем, а потом он все равно садится и работает. В Финляндии (как вы знаете) нет мастерских как в Германии или ателье, как во Франции. Они называют это Центры дневного и трудового пребывания или просто трудовые центры. И там все- для самых сложных ребят полезная трудовая занятость, для тех, кто хотя бы кисточку в зубах может держать уже - батик и другая работа. для других - вафельное кафе (куда там нашему "Карлсону", который все равно закрытое социально-трудовое отделение при Центре реабилитации) и обслуживание посетителей с улицы и обязательная служба поддерживающего трудоустройства в открытый рынок труда без системы наставничества на рабочем месте. А мы без нее не смогли обойтись. И для всех все разное и можно перейти на другой "уровень" включенности в работу или вернуться назад, не меняя "места работы". Это такой прагматичный и достаточно человечный подход к организации взрослой занятости ребят с нарушениями. Лет 15 назад мы с Сергеем Морозовым в составе важной делегации изучали опыт работы с аутистами в Бельгии. И меня тогда поразило. что мы в основном занимаемся творческим развитием. личностью и т.д., а они гонят ребенка в профессию, строя вокруг него пространственно-временной коридор. И вот наш, дома - поет, полностью зависимый от нас, а у них он -почтальон и мама не боится умереть. Как - то мы взяли 100 ребят с инвалидностью, выпускников профессиональных училищ, впервые ищущих работу, на стажировку. И с удивлением констатировали, что ребята, которые ходят к нам ,гораздо лучше подготовлены к труду.чем выпускники, которые по определению более "легкие". Без предварительной адаптации в трудовом центре они практически не могут найти работу и удержаться на рабочем месте и это совсем не значит, что им нужны мастерские. Они могут найти себя и в открытом рынке. К сожалению таких центров практически нет и родители вынуждены отдавать ребят снова учиться , получая уже другую ненужную им профессию. ЗЫ. Наталья, у нас есть более чем 10 летний опыт по освоению средств на занятость и трудоустройство. Это хорошее, но очень хлопотное дело. Зато результат того стоит - это и трудоустроенные люди с другим качеством жизни и организованная доступная среда в помещениях и оборудование. которое послужит еще многим. Поэтому, мы обязательно постараемся участвовать в Министерском конкурсе. Чего и всем желаем. Готовы оказать любую посильную консультацию.

Марьяна Соколова: Дима, спасибо большое, но речь не об этом. Я оправила Елене материалы, которые мы перевели достаточно детально в рамках проекта еще в 2003-04 г.г. Опыт , на мой взгляд, по-прежнему актуален для большей части ребят, за исключением совсем сложных.

Марьяна Соколова: Обещанный материал по мастерским во Франции. С ним знакомы коллеги из ЦЛП Москвы, Пскова, АРДИ "Свет": http://as2006.ru/upload/docs/ISATIS%20russ..rtf

murman: Спасибо, Марьяна! Очень полезный материал по Франции.

Марьяна Соколова: Мне он тоже кажется весьма интересным и достаточно актуальным . Кроме очевидных моментов, мне кажется, есть еще возможность адаптировать подобные подходы к нуждам ребят, которые по вине ПМПК (гипердиагностика) потеряли возможность чему-нибудь обучаться в интернатах соц.защиты. Такой промежуточный этап года на 2-3 для дальнейшей интеграции.

Светлана Бейлезон: Да, Марина, спасибо, механизм действительно интересный и (с высоты птичьего полета))) кажется достаточно понятным, прозрачным. Единственное НО - в том, что нашим производствам и сфере обслуживания при отсутствии системы сопровождения как таковой и дешевизне рабочей силы из мигрантского потока такие работники вряд ли нужны (ремарка: а почему, кстати, у нас так часто говорится о социальной ответственности именно бизнеса? а государственные организации и предприятия не должны ли трудоустраивать инвалидов у себя?). И еще - уже не "но", а дополнительный вопрос (моя вечная заунывная песнь...): хочется построить поливариантную схему общественно-полезной (т.е. полезной для ВСЕХ - и для человека с инвалидностью, и для его сообщества, и для родителей, и для окружающих) дневной занятости людей с ментальными и множественными нарушениями: от работы на общем рынке до социальных мастерских (желательно хотя бы с небольшой зарплатой) и дневных центров поддерживаемого развития (не досуга!) на базе местных сообществ. На днях, кстати, по следам беседы о псковском опыте я подсчитала (не претендую на оригинальность, но все же...), что официальная численность населения Москвы в 52-53 раза больше населения Пскова. Таким образом, в каждом районе Москвы надо обеспечить подобной занятостью человек по 30-50 (если не обсчиталась). Не так уж много, если они рассредоточатся по рабочим местам, социальным мастерским и дневным центрам.

Марьяна Соколова: Света, совершенно согласна с поливариативностью. Предложенный опыт - один из вариантов (не единственный) в общей "карте". К вопросу о социальной ответственности различных институтов. Здесь должно быть место всем, при безусловном доминировании государственной ответственности (нам все-таки ближе европейские схемы, не США). Но механизмы дожны быть прозрачны, зоны ответственности очевидны. Закон о квотировании не панацея, но он тоже должен работать, потому что решает не менее 40% проблем , если грамотный и работает. Кстати, сфера социальной помощи людям с инвалидностью во Франции, очень бюрократическая и многослойная, в ней тоже есть крайности и недостатки, которых хотелось бы избежать. Технологические решения ( я не о финансировании) в Швеции на голову выше, чем в Германии. Так что важно как мы синтезируем различный опыт и адаптируем его к нашим реалиям. По поводу 30-50 человек на район Москвы. Для нас политические заявления о децентрализации имеют очень важное значение. Если мы говорим о "ситуации инвалидности", то кроме непосредственной помощи специалистов в адрес человека и его семьи, возникает чрезвычайно важный аспект - местное сообщество. Это из темы - навести порядок у "себя дома". Если на муниципалитет "вешают" ответственность за решение социальных проблем, должны быть созданы инструменты: финансовые, институциональные и пр. Тогда можно планировать работу: программу по мастерским, социальному жилью и т.д., но при наличии - государственного стандарта и современной законодательной базы.

Светлана Бейлезон: Да, Марина, конечно, все это так. Мне хотелось бы составить жизненный маршрут для таких людей, как наши дети, а затем выявить потребности по пути следования, а после этого - посмотреть, как они удовлетворяются в разных вариантах в Европе. Мне кажется, что вопрос о государственных стандартах и законодательной базе - следующий после концепции жизнеустройства. Не может быть, что и ошибаюсь. Слышала многократно, что практика обычно предваряет рождение теории. Но наблюдала не единожды и то, как практика тормозится отсутствием картинки, внятной самим практикам. Будем думать дальше?



полная версия страницы