Форум » Образование, проблемы доступа и процесса » Инклюзивное образование » Ответить

Инклюзивное образование

selena: С.В.Алёхина, к.псх.н., Почётный работник общего образования РФ, директор ИПИО МГППУ. Международные эксперты оценивают развитие инклюзивное образование в России как серьёзный прогресс. Академики говорят, что это модная тема. Политики считают этой новой государственной идеологией в образовании. Общественные организации рассматривают инклюзию как правозащитную концепцию. Школьные учителя плохо понимают, что это такое. А люди, знакомые с принципами инклюзии, удивлённо спрашивают - а что, у нас есть инклюзивное образование? По сути, инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Их знание о том, что все люди разные, умение общаться с теми, кто не такой, понимание трудностей других и потребность помочь им - эти важные личностные качества появляются только в личном опыте взаимодействия. На Западе этот подход применяется с 70-х годов прошлого столетия, в большинстве западных стран сложился консенсус относительно важности «включения» детей с инвалидностью в жизнь общества. В России в настоящее время осуществляется масштабное введение практики инклюзивного образования в образовательных учреждениях. Это по сути первые шаги в этой области, и они иногда вызывают страх у неподготовленных педагогов и протест у непонимающих родителей. Для преодоления существующих трудностей проводятся международные конференции с целью осмысления и обмена опытом с зарубежными коллегами, различные обучающие семинары, курсы повышения квалификации для учителей обычных школ и дошкольных учреждений, большая просветительская работа с родителями. Сегодня самым большим испытанием является испытание веры. Веры в то, что мы, взрослые, сможем сделать будущее наших детей свободным, открытым и гуманным.

Ответов - 1

Виктор Лагун: В приведенном выше кратком мнении С.В. Алехиной почти все изложено верно, кроме самого определения "инклюзивного образования". Это типичный признак отсутствия практического опыта в реализации инклюзивного похода к обучению детей с ОВЗ. Одна доктор биологических наук на одной педагогической конференции в своем докладе проанализировала (как научный сотрудник) сразу 72 (Семьдесят два) определения инклюзивного и интегративного образования, но так и не выделила общепринятого в зарубежной педагогической практики понятия, что , на наш взгляд, связано с попыткой защитить специальное (коррекционное) образование от нападок "дикой" инклюзии. В действительности, инклюзивное образование предусматривает обучение ребенка с ОВЗ в массовой (общеобразовательной) школе, находящейся в шаговой доступности от места проживания ребенка, с учетом его (ребенка) индивидуальных особенностей. Последнее как раз и отличает инклюзию от интегративного обучения, при котором образовательная система "обтачивает" ребенка с ОВЗ под свой жесткий "стандарт". Ровно год назад в питерской городской ПМПК при попытке получить заключение о поступлении в школу для мальчика с синдромом Дауна, мы упомянули про инклюзии и в ответ услышали смех с дальнего конца консультационного стола. Смеялась член комиссии, сухонькая старушка в черном плотно облегающем \ платье и воротником в виде широкого ошейника: "Кто вам сказал про инклюзивное образование? Хи-хи-хи! Где вы прочитали про инклюзивное образование? Ха-ха-ха-ха!" (конец цитаты). Мальчик с нападками и приключениями (первым в истории своего района) все-таки закончил первый класс.



полная версия страницы